Космическое образование и интерес ребенка

Космическое образование и интерес ребенка

В Санкт-Петербурге  открыта и успешно работает новая  Монтессори Начальная школа “Золотая бусина”(6-12 лет) по стандарту  АМИ. Мы попросили прокомментировать это событие  педагога Александру Железняк  (Диплом АМИ 0-3, студентка курса АМИ 6-12)

-Александра, расскажите пожалуйста, как   организована работа  в  вашем классе начальной школы Монтессори?

-  У нас подрастают дети нашего билингвального класса 3-6. После 6 лет ребёнок меняется. Он уже утратил способности Впитывающего разума. Сензитивные периоды завершены, этот новый человек способен рассуждать и задавать множество, порой бесконечное множество вопросов.  Почему? Зачем? Как?

Это естественный интерес Мария Монтессори называла “голодом знаний”. Однако, когда мы начинаем кормить “голодного” ребёнка знаниями, ответы не всегда удовлетворяют его. Ребёнок этого возраста обладает своеобразным продолжением сензитивных периодов − чувствительностями к:

1)    воображению − которое позволяет ему представить то, что он не видит перед собой: планеты, исторические описания, микромир и т.д.,
2)    культуре − что позволяет им больше узнавать о мире, в котором они живут, они интересуются устройством мира и причинами этого устройства,
3)    нравственности − повышенное чувство справедливости,
4)    совместной работе/сотрудничеству − дети этого возраста особенно любят действовать вместе, придумывать правила игры и совместной работы − эти правила они обсуждают и видят их необходимость.Согласитесь,  мы хорошо помним из средней школы то, что произвело на нас наибольшее, положительное впечатление; то, в чём мы совершили открытия сами и вряд ли припомним то, что делали механически, зубря и стараясь запомнить без понимания.

Монтессори подход в образовании детей возраста 6-12 лет базируется на интересе ребёнка. Доктор Монтессори называла это “Космическим образованием”.

Большие истории, созданные Марией Монтессори специально для этого возраста сопровождаются наглядными экспериментами и открывают перед детьми такие области науки, как:

  1. география,
  2. биология,
  3. история.

А также они знакомятся с основами физики и геологии.

Ребёнок, заинтересованный такими вопросами, например, "как появилась Вселенная, происхождение Жизни на Земле", "происхождение Человека и его развитие"  и многое другое, получает полную “картину”.

Затем он может заинтересоваться одной ветвью, затем удовлетворив свой интерес другой. Он начинает интересоваться все больше и больше.

Знания и предметные области постоянно переплетаются, так, например, история Жизни связывает историю и биологию, отсюда естественный интерес может привести ребёнка к изучению древних людей и их образа жизни или, например, дети узнают о первых млекопитающих, которые откладывали яйца.

Знания, полученные путём собственного изучения и поиска ответа дают совершенно иное впечатление нежели просто данные учителем. Такой подход приводит к полному пониманию причин и взаимосвязей.

Материал в классе  начальной монтессори школы подготовлен специально таким образом, чтобы ребёнок мог исследовать и найти этот ответ самостоятельно.

И кто знает,  как далеко может пойти это исследование. В случае, если ресурсов классанедостаточно для поиска ответа на вопрос, заинтересовавший группу учеников, мы идем за пределы школы — например, в музей.

Этот выход подготавливается заранее самостоятельно детьми, имеет определенную детьми цель, и не является прогулкой в привычном понимании. Взрослый сопровождает детей, но ведущими здесь являются они.

— Какое место в обучении занимают точные науки?

— Огромную часть  монтессори класса начальной школы занимает математика: арифметика, геометрия и даже начало алгебры.

Здесь Монтессори подход удивляет все больше и разительно отличается от традиционного. Первоначально дети получают опыт с конкретным Монтессори материалом, достигая полного понимания концепции основных операций сложения, вычитания, умножения и деления.

Им не приходится ничего зубрить, так как материал подготовлен так, что обучение похоже на игру, но это настоящая работа, исследование.

Освоив основы, ребёнок переходит к таким действиям, как, например, умножение шестизначных чисел на четырехзначные. Для некоторых взрослых это звучит шокирующе, но дети способны проделывать это легко  — сначала с помощью Монтессори материала, постепенно совершая переход на абстрактный уровень.

Достигнув этого уровня,  они способны проделывать эти операции с совершенно любыми числами, в том числе с дробными и десятичными.

Геометрия оживает в  классе Монтессори. Дети исследуют виды и части плоских (и не только) фигур и на сенсорном уровне знакомятся с понятиями высоты, биссектрисы, медиана и т.п. также переходя на абстрактный уровень.

-Каковы особенности класса Монтессори начальной школы?

— В  классе учатся дети от 6 до 12 лет.Дети работают в небольших группах. Они имеют свободу выбора предметных областей и материалов для работы, но не обладают свободой выбора работать или не работать.Старшие дети могут взять на себя роль учителя для младших, таким образом, применяя полученные самостоятельно знания на практике и отвечая на новые вопросы, которые возможно не приходили им в голову. Кроме того, в  классе  начальной школы дети осваивают музыкальные понятия и становятся способными слышать, писать а затем и читать музыкальные произведения.
Записала Любовь Лепкина

Адрес Монтессори школы "Золотая бусина" для детей 6-12 лет

Санкт-Петербург, Каменоостровский, 57 (П.С., угол с ул.Чапаева),

7 минут от ст. метро "Петроградская").

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!