Мы вместе!
26-29 марта прошла региональная конференция Ассоциации Монтессори-педагогов Урала и Сибири. Это мероприятие проводилось в знаковом месте: недалеко от Сочи, в поселке Головинка, близ уникального реликтового тюльпанового дерева, и стало событием необычайного эмоционального накала, информационной насыщенности и глубины. Почти сто Монтессори-педагогов из Якутска и Георгиевска, Перми и Тольятти, Томска и Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа и других регионов России собрались, чтобы обсудить проблемы, выявить критерии, проанализировать и передать опыт.
В воздухе стоял пряный запах распускающейся мимозы. На сочинском перроне было пустынно и дождливо. Встречающий джип с трудом уместил прибывший десант из Москвы: в неподъемных сумках явно угадывались залежи методических пособий и монтессори-материалов. Преодолев дорожный серпантин, мы въехали в поселок Головинка. Было пустынно. – О, это наши! - Радостно сказал кто-то с первого сиденья, чей обзор, видимо, не загораживали чемоданы и сумки. Мы завертели головами. К воротам приближалось…деревце мимозы, за которым угадывались две женские фигуры. И точно! Пока мы разгружались, роскошную ветвь благополучно установили при входе, прямо под картой, на которой уже стали появляться флажки от представителей разных регионов: Новосибирск, Омск, Сочи, Нижний Новгород, Самара, Снежинск, Москва… Пока мы проходили регистрацию, на «чудо-деревце», как на новогодней елочке, стали появляться красивые сердечки ручной работы: « Их сделали наши дети и родители, когда узнали, что мы едем на эту конференцию, - поделились Ольга Лиссер и Инна Зарочинская. – Мы из Перми. Хотим подарить их всем участникам встречи! Здесь впервые увидели, как на деревьях мимоза цветет…Красота!» Здесь многое и для многих было впервые. Новые встречи, интересные люди, новая информация, новые друзья. Кто-то впервые увидел море. Кто-то, невзирая на мартовскую температуру, отважился даже впервые искупаться в нем! Старые знакомые кидались навстречу друг другу с возгласами радости и восторга. А гости все подъезжали и подъезжали: Красноярск, Обнинск, Тверь, Лермонтов, Нягань, Череповец… «Мы вместе!» - вскинув руки, символично приветствовал делегатов забавный маленький человечек на эмблеме Ассоциации. И – встречал педагогов из Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Томска, Стрежевого, Уфы, Туапсе, Краснодара… Вечер первого дня был посвящен знакомству. Организаторы Татьяна Кузнецова и Екатерина Солоненко чудесно вели его у нарисованного «дерева надежд». На нем каждый мог оставить свой цветочек и сказать, какие надежды он связывает с этой конференцией. Все говорили и о необходимости встреч и новых знакомств, и об обмене опытом, и о той подпитке, без которой сложно творить и работать. - Нам важно понять, что такое российская Монтессори-педагогика сегодня, - сказала Председатель Ассоциации Монтессори педагогов Урала и Сибири Надежда Смирнова.- У нас немало проблем, и нам надо четко понимать, в каком направлении мы дальше будем идти. И ответы на эти вопросы мы будем искать вместе. Внутренний ребенок Строго говоря, так назывался психологический тренинг, который был заявлен в программе, и который очень хотелось посетить. Ведь в каждом из нас существует ребенок. Многие не подозревают об этом, кто-то стремится не замечать. Но, обращаясь к опыту детства, можно многое понять внутри себя. То, что ребенок внутри меня счастлив, я поняла, когда после гостевой регистрации, посмотрев на списки, мне буднично так заявили: «Вам с чемоданчиком туда…Вы живете в Замке!» Не просто в корпусе №2 или корпусе 3, а - в Замке! Я никогда не жила в Замке. Мне приходилось видеть замки под Парижем и Прагой. Но чтобы жить… Нет, мы не ходили по глянцевому паркету. Мы парили над ним. Мы наблюдали, как с каждым днем все больше раскрываются чашечки тюльпанов на клумбах перед нашим Замком. Мы забирались на мостик «Дамский каприз», чтобы ощутить капельки маленького чудо-водопада, расположившегося по-соседству. Мы танцевали полонез на замечательном тренинге Татьяны Костенко и Екатерины Григоренко, и могли даже, заняв импровизированный «трон», почувствовать там себя « королем» или «королевой». Мы экономили на сне, кое-кто умудрялся постигать ночами русский язык «как знаковую систему», кто-то бесстрашно нырял в зябкую воду открытого бассейна, кто-то пел по ночам, кто-то сочинял и репетировал. Мы собирали ракушки у моря, мы говорили, и не могли наговориться. Мы были как дети. Думаю, тема исследования особенностей «внутреннего ребенка» у Монтессори-педагогов еще ждет своего исследователя. Но то, что они живут в гармонии со своим «внутренним ребенком», я поняла совершенно точно. Только такие могут так петь у костра, и так по-детски азартно собирать экзотические шишки в роскошном парке военного санатория (ведь замечательный материал для сортировки!), и восхитительно импровизировать на вечере прощания, надев цветные шляпы и примерив роли - кто серьезного аналитика, кто скурпулезного статистика, кто мудрого философа, кто брюзги-негативиста, кто оптимиста. Нормализация Тема конференции была заявлена заранее: «Нормализация ребенка в Монтессори-группе». Тема, бесспорно, очень своевременна и актуальна. Групп Монтессори становится все больше, но четких критериев, какими они должны быть, у нас нет. И далеко не все группы, которые так называются, Монтессори–группами являются. Наличие Монтессори-материала на полках – совсем не повод называть эти группы работающими по Монтессори методу. И об этом тоже говорилось на конференции. «То, что происходит сейчас, нуждается в изменениях, - отметила в своем докладе Н.Н. Смирнова. - Количественный рост групп Монтессори не ведет к улучшению качества. Монтессори-группой легко назваться, но трудно стать. И педагоги должны думать не о форме, а о сути образовательного процесса». Л.В.Пермякова, одна из опытнейших Монтессори-педагогов, рассказала, что нужно делать учителю на начальном этапе работы группы. Как выбрать помещение, какие материалы закупить в первую очередь, как работать с новыми детьми, чтобы нормализация проходила успешно. И. Хрунина подробно остановилась на факторах, нарушающих нормализацию ребенка. Иногда это происходит по вине семьи. Но большинство причин связано, бесспорно, с уровнем квалификации и мастерством педагога. В связи с этим возникает немало проблем, которые тоже обсуждались на конференции: как организовать обучение таким образом, чтобы консультировать и сопровождать начинающих педагогов, каким образом создать им условия для стажировки. Руководитель Монтессори-сада из Снежинска О.Ф.Борисова посвятила свое выступление роли Монтессори-учителя в нормализации ребенка. « Главная задача учителя – создание условий для самореализации личности ребенка, осознания себя активной деятельной частью мира, ответственной за его состояние и развитие. Только деятельность подготовленного учителя в подготовленной среде может способствовать этому»,- подчеркнула она. К исходу второго дня выглянуло солнце. «Солнце – появилось,- порадовались оптимисты.- Нормализация – случилась!» Зарубежные гости Среди гостей конференции была представительная делегация из Кореи. Возглавляла ее энергичная и неутомимая Янг сун Джан. С 1985 года она возглавляет Ассоциацию Монтессори-педагогов Кореи и является там бессменным директором Института Монтессори-образования. Сама обучалась в Японии, США, Италии. Надо было видеть, как виртуозно она комментировала фильм о своем Монтессори-центре, как изысканно провела презентацию «пересыпание ложкой». Кстати, обучение Монтессори-педагога в Корее занимает девять месяцев. Помимо теоретического курса, большое внимание уделяется их практической стажировке. Помимо базового обучения есть еще интернатура, которую педагоги могут посещать в удобное время уже после завершения основного курса обучения. Мастера На конференции было множество интереснейших семинаров, тренингов и мастер-классов, на которые просто физически невозможно было попасть одновременно. Ну как, скажите, совместить мастер-класс по космическому воспитанию В.И.Шалупенко и мастер-класс по математике Л.В.Пермяковой, но при этом не пропустить идущий в то же время семинар «Язык в Монтессори-группе», который ведет Н.Н.Смирнова, а экспертом выступает доктор педагогических наук, профессор-консультант Лиги народов России Т.Ю.Березовская? Или что предпочесть: интересный психологический тренинг Екатерины Солоненко, уникальный семинар «Русский язык как знаковая система» Т.Ю.Березовской или творческую работу в рабочей группе Жанны Волковой, которая занималась разработкой проблемы управления Монтессори услугой? А еще работали секции по организации работы групп до 3-лет (Е.Недбаева), управлению педколлективом (Т.Костенко), коррекционной работе в Монтессори-группе (М.Заграфова),начальной школе Монтессори (В.Борина). Как объять необъятное? Уже дома, рассматривая фотографии, я вдруг обнаружила, самое большое количество фотографий у меня с мастер-класса Лидии Гришиной из Озерска. Там хотелось снимать все. Впрочем, это и делали не понимавшие ни слова по-русски гости из Кореи, которые не выключали там свои видеокамеры, кажется, ни на минуту. Вы думаете, Художнику нужны кисти и краски? Не только. Вот Художник берет…нитку, вот делает петельку, вот опускает ее в краску, делает взмах – и на черном картоне появляется заиндевевшее дерево… Главное, чтобы и кисти, и краски, и… нитки ( а также карандаши, пуговицы, камешки, крышечки, пробки) - все это было под рукой. - Я заметила, что у ребят происходит взаимодействие учебной деятельности и деятельности изобразительной, - поделилась Лидия Юрьевна,- ведь рисование тоже требует концентрации и внутренней дисциплины. Вот уже пять лет, как мы отказались от отдельной мастерской и отдельных занятий по изо. В нашей группе, где все необходимое для творчества стоит прямо в классе, ребята используют это, занимаясь классическими Монтессори-материалами. Мы не сразу пришли к этому. Сначала казалось, что дети использовали Монтессори-материал не по назначению. Но со временем стало очевидно, что такая работа, напротив, стимулирует их к работе с материалом, способствует закреплению навыков и умений во время многочисленных упражнений, развивает воображение, внимание, формирует творческую личность. Важно не спорить с детьми, не пытаться улучшить их работу, не навязывать им свое видение, а способствовать созданию комфорта и чувства гармонии с окружающим миром! Ассоциация Ближе к ночи, когда стихали дискуссии, за общим столом собирались члены Ассоциации Монтессори-педагогов Урала и Сибири. И если большинство делегатов конференции старались экономить на сне, но все-таки спали, то когда отдыхали устроители – остается полной загадкой. Они обсуждали, советовались, анализировали, обобщали. Они писали документы, правили, чтобы утром следующего дня донести их до участников конференции, а потом снова писать, обсуждать, обобщать. По итогам их деятельности были внесены изменения в учредительные документы, уточнены положения о членстве, на общем собрании был обновлен списочный состав правления, определены перспективы дальнейшей деятельности. У Ассоциации появился сайт.- Главным достижением конференции можно считать реальный шаг к выстраиванию более четкой работы Ассоциации Монтессори-педагогов Урала и Сибири, корректировка целей и задач, Программы и Устава, - отметила О.Ф.Борисова (г.Снежинск).- На конференции мы подняли вопросы необходимости обучения и дальнейшего сопровождения педагогов, необходимости решения управленческих задач, которые должны обеспечивать переход на качественно новый уровень работы с детьми. Мнения - Главный итог конференции – это единение Монтессори-педагогов, - считает Валентина Никонова из Нягани (Ханты-Мансийский автономный округ). - Здесь наметились горизонты и определились пути, по которым нам следует идти, - отметила Светлана Кроп из Самары.- Хочется поблагодарить энтузиастов, которые ищут пути единения нашего сообщества. - А меня порадовало, что появилось много новых площадок, - поделилась с нами руководитель московской Школы для малышей Любовь Чухонцева.- Замечательно, что люди не устали бороться и искать, надеяться и побеждать. - Главное – это общение, - считают Монтессори-педагоги из Георгиевска Елена Гладких и Тамара Гришина.- Оно вдохновляет, будоражит, стимулирует и определяет перспективы на будущее. А еще понравились люди. Они замечательные! Кто-то считает главным итогом конференции знакомство с людьми, кто-то - знания, которые удалось приобрести во время семинаров, тренингов и мастер-классов, кто-то приобретенный опыт, кто-то - общение с зарубежными коллегами. Каждый вынес что-то свое. Но совершенно очевидно, что это событие дало мощный информационный и эмоциональный заряд для его участников. -Вместо задуманной региональной, мы получили международную конференцию, - отметила Председатель Ассоциации Н.Н.Смирнова.- Был представлен богатый и очень разный опыт. Думаю, что и развитие Ассоциации выходит на новый уровень. Она оформляется структурно, перерастая рамки своего региона. Древо желаний В нескольких шагах от того места, где мы жили, стоит уникальное реликтовое тюльпановое дерево. Его обхват на уровне человеческого роста – 12 метров. Это одно из последних сохранившихся деревьев из священной рощи шапсугов – предков адыгов. Долгое время оно являлось местом языческих молений, судов и народных собраний, а сейчас обнесено символическим ограждением и находится под охраной. В конце мая на нем появляются цветы. Величественное древо нельзя было миновать, когда мы ходили к морю. Накануне отъезда мы разговорились с местной жительницей, которая продавала там нехитрые поделки из ракушек. Она рассказал нам, что уникальное дерево помогает исполнять желания. Надо только выбрать момент, когда нет охраны и мало людей, прижаться к стволу и - загадать желание. На следующий день рано утром дня я поспешила к священному Древу. Представьте, я была там не первой… Я не знаю, что загадали, обнимая величественный ствол, мои коллеги. Но когда я прижалась к изъеденной временем влажной древесине, я поняла, что их желания обязательно сбудутся… P.S. Уникальное место – с которого начинаются все местные экскурсии по Долине Легенд. Реликтовое тюльпановое дерево. Неповторимые водопады на ручье Джегош. Чудесный Замок и его окрестности. Его удивительные хозяева. Николаю Викторовичу Максимову и Оксане Озорниной от делегатов конференции за всё - огромное спасибо.
- Это наш второй визит в Россию,- рассказала Янг сун Джан. – В прошлом году мы побывали на международной конференции в Белгороде. Там много работают над теорией. Но практические группы Монтессори Белгорода стали для нас большим разочарованием. То, что мы увидели здесь, убедило нас, что в России Монтессори-педагоги знают о своих проблемах и ищут пути их решения. У вас много энтузиазма, но нужно время, чтобы эти проблемы получили свое разрешение.
Нет комментариев. Ваш будет первым!