Монтессори-терапия очень нужна нашим детям

Монтессори-терапия очень нужна нашим детям


 Больница

На севере Москвы, в старинном тенистом парке, похожем на лес, вдали от московской суеты, вот уже более полувека находится детская областная психоневрологическая больница. Много лет она была известна как «Ховринская больница» по названию ближайшей станции железной дороги. В середине 19 века это земля принадлежала столичному миллионеру Е. Молчанову. После его смерти вдова пожертвовала землю со строениями и парком губернскому земству для детского приюта. Через несколько лет здесь была организована лечебница, а в 1914 году было построено величественное здание новой больницы.

Более века располагаются здесь лечебные учреждения: сначала лечебница для хронических и неизлечимых больных, затем, во время войны, госпиталь, в 30-е годы – санаторий, затем клиника нервных болезней.

Сегодня это - Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС с нарушением психики. Здесь лечатся дети с различной неврологической патологией: ДЦП, наследственными нервно-мышечными заболеваниями, последствиями полиомиелита, травм, нейроинфекций и другими. Ежегодно стационарное лечение проходят около 1300 пациентов.

 

Мы ходим с заместителем главного врача по педагогической части Н.А.Черлиной по старинному зданию больницы, переходя по широким мраморным лестницам с этажа на этаж. Огромные холлы, высочайшие потолки и многоместные палаты. Холлы являются и школьным классом, и игровой, и столовой одновременно. В палатах дети и взрослые – вместе, многие дети лежат здесь вместе с родителями. Курс лечения составляет месяц.

 

Долгие годы в больнице идёт ремонт, как на бюджетные средства, так и на пожертвования спонсоров. Каждый отремонтированный уголок преображает здание, хотя есть ещё немало мест, которые выдают, увы, не благородную старину, а, скорее старость этой уникальной больницы.

 

В коридоре мой взгляд падает на стенд с материалами из журнала «Монтессори-клуб».

 

— Надежда Анатольевна, а как возникла идея создать в больнице кабинет Монтессори?

 

— В 2000-м году, посетив реабилитационный центр, возглавляемый Е.Т.Лильеным, я увидела Монтесори-материалы и поняла, что это – именно то, что нужно использовать нашим педагогам в работе с нашими детьми. Долгие три года ушли на убеждение коллег, поиски сторонников этого направления в лечебной педагогике, спонсоров. Главным сторонником в этом деле стала наша психолог Н.В.Волкова.

 

Монтессори-кабинет

 

Итак, сомнений не было — нужно было создавать среду Монтессори. Но как? В больнице - острая нехватка помещений. Стали думать, искать. В полуподвале, примыкающем к бассейну, нашлись две небольшие комнатки. В 2003 году Правление «Внешторгбанка» выделило денежные средства, на которые удалось отремонтировать эти помещения, а также закупить небольшой комплект Монтессори-материалов и обучить работе с ними психолога. Осенью того же года кабинет принял первых пациентов.

 

Мы спускаемся туда с Надеждой Анатольевной.

 

Действительно, комнатки очень маленькие, но в них чудесным образом умещаются и модули для самых маленьких, и сухой бассейн, и специальные полки с основными материалами сенсорной зоны, математики, русского языка.

 

- Вот эти закрывающиеся полки специально по нашему заказу делал Виктор Игнаткин, - продолжает свой рассказ Надежда Анатольевна.- Если ребенок, например, гиперактивный, и ему трудно сосредоточиться, педагог может закрыть часть материалов.

 

Пока мы разговаривали, в кабинет в сопровождении психолога Н.В. Волковой спустилась девочка лет семи. Идти ей непросто: обе ноги находятся в гипсе. У Вики ДЦП, в больнице она уже не первый раз. Кабинет Монтессори ей тоже хорошо знаком.

 

Они садятся за стол, и Наталия Владимировна проводит презентацию шершавых цифр 1, 2, 3.

— Что это у тебя?- интересуюсь я у девочки.

— Буквы! — с улыбкой сообщает мне Вика, обводя цифру 1.

— Ты ходишь в школу?

— Нет.

— А это какая буква?

Вика задумывается. А Наталия Владимировна еще раз терпеливо проводит ей презентацию шершавой цифры 1…

— Наши психологи проводят коррекционную работу даже с самыми сложными, проблемными детьми, имеющими задержку в развитии - поясняет Надежда Анатольевна, - ведь дома им некому оказать помощь.

Нашему психологу достаются именно такие дети.

На сегодняшний день у нас все педагоги прошли обучение. В 2004 году они «сели за парты» и прошли обучающий курс 3-6, организованный Л.Ю. Климановой, а в 2007 году Н.Н.Смирнова ввела нас в школьную Монтессори-педагогику. Мини-боксы для занятий

Мы поднимаемся на второй этаж, в небольшой кабинет, где проводятся индивидуальные занятия по реабилитации детей. Такие комнаты во всех трех отделениях в этой больнице удалось организовать благодаря финансовой поддержке «Внешторгбанка» и Министерства здравоохранения Московской области.

— Помимо специального кабинета Монтессори мы приняли решение оборудовать в каждом из трех отделений больницы такие специальные мини-боксы для занятий, - продолжает свой рассказ Надежда Анатольевна.- Места катастрофически не хватало. Мы стали думать - и придумали оборудование конкретно для наших детей и для наших условий: это стимульные манежи для самых маленьких со съемными стенками-модулями, стимульные комоды для детей среднего возраста, комоды для обучения старших письму и математике. В комодах находится несколько съемных планшетов-модулей, которые можно доставать и использовать по мере необходимости.

 

Заходим в небольшую комнатку. Она похожа на маленькую шкатулку, до отказа заполненную развивающими пособиями и материалами Монтессори. Стол с тазиками для пересыпания и столик для занятий здесь едва умещаются. Педагог Е.Н.Мокшина занимается с шестилетним Олегом. Он здесь не впервые. У него грубые двигательные нарушения, но он с удовольствием берет кубики Розовой башни и складывает их на полку, повторяя за Екатериной Николаевной слово «полка». Говорить он научился недавно. Ходить он научился тоже недавно. Закончив перекладывать кубики, Олег делает несколько неуверенных шагов, садится за другой столик и с удовольствием начинает пересыпать фасоль из тазика в таз.

 

— С родителями приходится проводить отдельную работу?

 

— Да, несомненно. Это неотъемлемая часть работы педагогов. Иногда взрослые, излишне оберегая своих детей, наносят им тем самым скорее вред, чем пользу, так как ограничивают ребенка в познании окружающего мира, сужают границы его общения и не дают приобрести практические навыки. Педагогам приходится обучать родителей приемам работы с их собственными детьми.

Монтессори-терапия

Вот уже 53 года в эту больницу приводят, привозят, приносят детей со всего столичного региона. Многие здесь начинают делать первые шаги, говорить первые слова. Здесь их не только лечат. Здесь все делается для создания воспитывающей, развивающей и обучающей среды. Последние пять лет здесь стали активно использовать Монтессори-терапию.

 

Интересуюсь, что изменилось в психолого-педагогической работе с внедрением методов Монтессори.

 

— Монтессори-терапия органично вошла в наш педагогический процесс и вот уже пять лет помогает педагогам в больнице обучать детей навыкам самообслуживания, развивать у них самостоятельность, самоконтроль, мелкую моторику, сенсорные умения и навыки, - рассказывает Н.А. Черлина. - Материалы по математике и русскому языку стали незаменимыми для детей, имеющими проблемы в развитии. Помощь педагогов стала адресной, конкретной за счет индивидуальной работы, а работа направлена на развитие и преодоление проблем конкретного ребенка.

 

Приемы Монтессори-терапии органично влились в комплексную систему современных педагогических технологий, которая создавалась долгие годы. Логотерапия и психокоррекция, музыкотерапия и логоритмия, искусствотерапия и трудотерапия, компютерные программы и Монтессори-терапия – это звенья одной цепи.

В 2007 году педагоги больницы обобщили свой опыт работы, и мы выпустили сборник статей, посвященный современным коррекционно-педагогическим технологиям. В этом году мы с большим интересом побывали на встрече ученицей Марией Монтессори Филлис Уэлбанк, и эта встреча вдохновила нас на создание нового оборудования для развивающей среды. Монтессори и голуби

Н. А. Черлина - человек очень увлеченный, ищущий.

Я уже собиралась уходить, когда она попросила еще несколько минут, чтобы показать мне место, куда мы с ней не дошли. Это - чердак. Она включила компьютер и показала мне несколько фотографий. Просторное, очень светлое помещение с арочными окнами и прекрасным видом на Москву пока… облюбовали голуби. Но у Надежды Анатольевны есть мечта – сделать здесь полноценный Монтессори - класс. Просторный, светлый. Уже сделаны расчеты, продуманы детали. Но уникальный проект, увы, оказался очень недешев.

 

Надежда Анатольевна не теряет надежды. Она ищет спонсоров и верит, что то, что необходимо детям с проблемами в развитии и детям-инвалидам, у них обязательно будет. Например, замечательный обучающий класс Монтессори.

Парящий над Москвой, и дарящий радость обучения и надежду… Послесловие

 

20 ноября 2008 года в Московской областной психоневрологической больнице состоится юбилейная научно-практическая конференция, посвященная пятилетию использования в больнице Монтессори-терапии.

Все, кто идет по неизведанному пути Монтессори-терапии и имеет свои наработки, могут принять участие в ней и поделиться своим опытом.

Контактный телефон (495) 905-96-11,

e-mail: cherlina@bk.ru

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 1 комментарий:
лариса Ответить 9 октября 2014 в 10:55  |   0
замечательно ..актуально и необходимо и не только для москвы