«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА «МОНТЕССОРИ –ПЕДАГОГИКИ»: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА «МОНТЕССОРИ –ПЕДАГОГИКИ»: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

Элла Онищенко,
Доктор пед. наук

Современный этап развития российского образования детерминирует необходимость существенных преобразований как в содержании, так и в средствах реализации ФГОС. Их внедрение требует обращения к наиболее актуальным и востребованным сегодня педагогическим теориям организации процесса воспитания и обучения ребенка.

При этом наличие разнообразных моделей учебно-воспитательной деятельности, как в общероссийском, так и мировом образовательном пространстве, требует выхода на совершенно новые гуманистические подходы к модернизации современного образования на основе обращения к лучшим образцам зарубежных и российских психолого-педагогических исследований.

Изучение инновационных/ ретроинновационных педагогических систем, доказавших свою ценность и получивших мировое признание, может стать базой для обновления и совершенствования соответствующих технологий для решения различных воспитательных и образовательных задач в контексте реализации современных ФГОС.

«Монтессори-педагогика» представляет собой уникальное педагогическое явление, созданное и оформленное еще в начале ХХ века известным итальянским ученым-практиком Марией Монтессори (1870-1952 гг.).

Своеобразие развития и распространения данной авторской педагогической модели определяется тем, что в ней:

  • происходит учет своеобразия развития психики современного ребенка;
  •  оценивается состояние Детства как основания воспроизводства и носителя будущего общества;
  • теоретико-методологические основы «метода» носят интегративный характер;
  • активно внедряются практико-ориентированные образовательные технологии;
  • стимулируется творческий характер деятельности ребенка с различным материалом;
  • развивается активность и самостоятельность ребенка в освоении окружающего его мира (природы и социума).

Поэтому сегодня можно с уверенностью констатировать, что мировой опыт адаптации «Монтессори – педагогики» доказывает, что она позволяет воспитывать поликультурность в условиях любой национальной культуры и «мультиидентичную личность как средоточие и пересечение нескольких цивилизаций» (А.Н. Джуринский).

В связи с этим существует возможность выделить особенности ее внедрения и значительного развития в различных геополитических регионах, на различных континентах, в государствах, имеющих различные системы ценностей и идеологии, разнообразное социальное устройство и ориентацию образовательных систем.

Подобная ситуация актуализирует потребность в адекватной и объективной оценке процесса внедрения «метода Монтессори» в различных социокультурных условиях. Современными исследователями накоплен значительный опыт компаративного анализа особенностей реализации педагогического наследия М. Монтессори в различных геополитических регионах, в частности, в различных работах оцениваются характерные закономерности развития Монтессори–педагогики в условиях: 

  •  Германии (Блинов В.М., Дмитриева О.В., Дорофеев А.Ф., Нестерова Л.А., Суворова Д.В.),
  • Италии (J. Costa-Minneci di Villareal, Flynn T.M., Lillard P.P., Валеев А.А., Лесникова Н.П., Максутова Л.А., Рыжов А.Н.),
  • Финляндии (Дерябин Ю.С., Хилтунен Е.А.),
  • Норвегии (Макарова Н.В., Шевцов Т.И.)
  • Японии (Баранова А.Р., Гали Г.Ф.),
  • Китая (Карнаухова М.В., Чжан Лисин, Ян Минюй),
  • США (Boyd W., Fisher D.C., Graves F.P., Loeffler M.H., Roland Rambush N.M., Standing E.M., Ward F.E., Волик Г.А., Никольская А.С., Онищенко Э.В., Смирнова Л.В. и др.);
  • России (Дичковская И.Н., Дьяченко И.И., Иванов Е.В., Корнетов Г.Б., Максутова Л.А., Сороков Д.Г., Сорокова М.Г., Сумнительный К.Е., Хилтунен Е.А. и др.)
  • Однако в настоящее время практически отсутствуют исследования, в которых давалась бы оценка своеобразия подходов, которые были характерны для внедрения «метода Монтессори» различными профессиональными сообществами и научными ассоциациями.

Именно поэтому мы поставили перед собой задачу изучить ведущие тенденции, характеризующие признание и развитие основных педагогических идей М. Монтессори в теории и практике оформления научной педагогической школы «Монтессори – педагогики» в одном из крупнейших педагогических центров России – Санкт-Петербурге.

Распространенной формой неформального объединения ученых, играющих заметную роль в развитии науки, являются научные школы, которые рассматриваются сегодня как особая форма научного сообщества, формирующаяся на основе приверженности идеям, методам, теориям авторитетного лидера в контексте той или иной научной сферы деятельности.

Современные исследователи отмечают сегодня два ведущих пути формирования научной школы, согласно которым объединение происходит:

  • на основе принятия единой, разделяемой всем научным сообществом фундаментальной идеи/концепции/теории/парадигмы;
  • объединяющей становится личность ведущего специалиста, формального/неформального лидера, формулирующего основные принципы организации и деятельности научного коллектива.

В Государственной программе поддержки ведущих научных школ Правительства РФ (1996) под термином научная школа понимается «… относительно небольшой научный коллектив, объединенный не столько организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций, сохраняющейся передающейся и развивающейся при смене научных поколений».

Одновременно выделяются следующие признаки научной школы:

  • общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем
  • уровень научных результатов школы и ее признание в стране и за рубежом
  • роль научного лидера стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью, работа постоянного научного семинара).

Именно лидер научной школы выдвигает и разрабатывает научную теорию, которая получает признание среди учеников. В этом случае члены научной школы ориентируются на дальнейшее развитие этой теории, на ее применение к другим областям, на ее корректировку и освобождение от ошибок;

В свою очередь, теоретическая программа, объединяющая ученых, формируется в ходе деятельности научной школы. В этом случае, приоритетная научная идея выдвигается лидером научной школы, однако каждый исследователь принимает собственное участие в формулировке теоретической позиции научной школы, ее развитии, выбирая для себя одну из функций, связанных с дальнейшим идея распространением, обогащением и корректировкой заявленной научной парадигмы на основе их кооперации и совместной деятельности.

Г.Н. Филонов выделяет два типа научных школ:

  • во-первых, как уникальное явление, когда в сообществе крупных ученых возникает общность взглядов, идей, творческое сотрудничество и т.д.;
  • во-вторых, научная школа в узком смысле – применительно к сложившемуся небольшому коллективу, который объединен общей научной позицией.

Выделяя основные этапы оформления научной школы «Монтессори-педагогики» в Санкт-Петербурге, следует отметить следующее:

  • 1918 - начало 20-х гг. ХХ века - отмечен ростом интереса к педагогическим инновациям, культивирующим свободу, в том числе, к теории М. Монтессори, в силу их соответствия революционным идеалам;
  • 30-е гг. ХХ века - педагогика М. Монтессори теряет свою былую популярность, так как:
  • индивидуализм теории М. Монтессори не мог сосуществовать с коллективистскими началами пролетарского общества;
  • лишь немногие элементы теории нашли свое отражение в программных документах детских учреждений;
  • Ю.И. Фаусек, не имея возможности продолжать практическое осуществление идей М. Монтессори, посвятила себя теоретическому их осмыслению (в дневниках и статьях, освещающих основные положения итальянского метода).
  • 40-80-е гг. ХХ века - отношение к теории М. Монтессори не изменилось: цели ее воспитания оставались чуждыми, а в практике дошкольных/начальных образовательных учреждений использовались лишь ее отдельные элементы.
  • 90-е гг. ХХ века - происходит возрождение «метода Монтессори». Этот этап был детерминирован общими тенденциями развития образования без опоры на идеологию развития образовательной политики в конкретном государстве или геополитическом регионе.

В связи с этим можно детально рассмотреть форму развития научной школы в контексте деятельности Юлии Ивановны Фаусек (Андрусовой (1863-1942 гг.) в Санкт-Петербурге.

Знакомство с педагогикой Монтессори началось с того, что в 1912 году Ю.И. Фаусек, согласно ее воспоминаниям, «прочитала в «Вестнике воспитания» статью Е.Н. Янжул «Об одном итальянском детском саде». Статья эта сильно заинтересовала меня, и мне очень захотелось поближе познакомиться с системой, описанной в этой статье. Вскоре затем я получила от проф. С.И. Созонова перевод книги Монтессори «Il metodo della Pedagogia scientifica applicato all educazione infantile nelle. Case die Bambini» под заглавием «Дом ребенка», которую я и принялась изучать.

«Летом 1913 г., живя на даче на берегу Балтийского моря, я услышала однажды насмешливый рассказ одного учителя о том, что известный престарелый физик В.В. Лермантов, живший там же, бредит какими-то пуговками, застежками, кубиками, треугольниками и проч.

Я поняла, что дело идет о системе Монтессори, и мне страстно захотелось поговорить о ней с Лермантовым, поделиться моими впечатлениями о ее замечательной книге. Желание мое исполнилось, и мы провели несколько дней в живейших беседах».

В.В. Лермантов выписал весь дидактический материал Монтессори из Лондона, чтобы познакомиться с ним воочию. И таким образом, осенью 1913 года Ю.И. Фаусек впервые увидела этот материал. В.В. Лермантов демонстрировал его сначала в Университете, потом в Педагогическом музее Соляного городка.

С этого момента начинается ее активная деятельность по изучению и распространению идей М. Монтессори. Обращение Ю.И. Фаусек к педагогической системе М. Монтессори закономерно и обусловлено опытом ее культурного формирования и предшествующей педагогической деятельности. Прекрасное образование европейского уровня, незаурядные способности и проницательный ум позволили ей сразу оценить новизну и оригинальность предлагаемой системы воспитания. Возникло желание глубже изучить новую педагогическую систему, попытаться воплотить ее в практике российского образования.

Ю.И. Фаусек, познакомившись с «методикой М. Монтессори, начинает ее активное распространение в России:

  • Осень 1913 года - открывает первый в России детский сад по системе Монтессори в коммерческом училище М.А. Шидловской на Шпалерной улице., который работает до 1918 года.
  • Весна 1914 года - с группой педагогов едет на интернациональные курсы к М. Монтессори в Рим.
  • Весна 1915 года - читает доклады и презентует набор дидактического материала на выставке «Детский сад»
  • Лето 1916/17 года ведет педагогические курсы при Обществе свободного воспитания.
  • Лето 1917 года - начало работы детской площадки по «методу Монтессори» в Петрограде.
  • Осень 1918 года - детская площадка переезжает в здание бывшего Петроградского кадетского корпуса.
  • Осень 1918 года – открытие детского сада при трудовой школе на Офицерской улице.
  • Осень 1918 года  - создание Педагогического Института Дошкольного Образования (ПИДО) в здании бывшего Николаевского Сиротского института.
  • Осень 1920 года – открытие детского сада как опытного учреждения при ПИДО

Дальнейшая научно-педагогическая судьба Ю.И. Фаусек была неразрывно связана с высшими педагогическими учреждениями Петрограда (Ленинграда). 1 сентября 1918 года на базе Фребелевских курсов в Петрограде был учрежден Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО).

Это был первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников. Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского сиротского института (набережная реки Мойки, 48 и Казанская ул., 3).

Основной целью Института являлась подготовка специалистов с высшим образованием для дошкольных учреждений, а также для воспитания и обучения дефективных детей (отстающих и одаренных). Помимо учебной работы ПИДО должен был решать научные задачи, связанные с исследованием разнообразных проблем дошкольной педагогики. При этом важно было пропагандировать идеи зарождающегося в стране дошкольного образования и подготовки для него соответствующих специалистов.

  • Ю.И. Фаусек ведет разнообразную научную и образовательно-просветительскую деятельность:
  • возглавляет кафедру по «методу Монтессори»;
  • ведет курс лекций «Система М. Монтессори»;
  • выступает перед педагогической общественностью с докладом «О работе детского сада по системе М. Монтессори»;
  • оформляет отчет «О научной работе по системе М. Монтессори»;
  • руководит детским садом по системе М. Монтессори (базой практики для студентов ПИДО и лабораторией научной и учебной работы);
  • участвует в оформлении экспозиции Музея «Дошкольная жизнь ребенка»;
  • ведет научный кружок по изучению системы Монтессори

В настоящий праздник по случаю десятой годовщины открытия в России первого детского сада по системе Монтессори превратилось 21 октября 1923 года заседание Монтессорийского кружка при ПИДО.  Ю.И. Фаусек сделала доклад: «Очерк десятилетней работы по системе Монтессори».

Ряд учреждений и отдельные лица принесли свои поздравления Юлии Ивановне по поводу ее деятельности, как педагогической, так и теоретической. Юбилейное заседание вынесло решение послать письмо М. Монтессори. В день юбилея детский сад и кабинет посетило более 400 человек;

  • организует семинар по системе Монтессори;
  • оформляет кабинет с педагогической библиотекой и полным набором дидактического материала;
  • участвует в заграничных командировках в Голландию и Италию;
  • публикует целый ряд работ, посвященных оценке «метода Монтессори»;
  • участвует в подготовке проекта реорганизации опытных очагов дошкольного отделения на основе «политехнизации» работы с дошкольниками.

Таким образом начинает оформляться Петербургская научная школа Монтессори-педагогики.

Результат – 1924 год – закрытие детских садов Ф. Фребеля, М. Монтессори и Е.И. Тихеевой

Однако распоряжение о закрытии детских садов по системе М. Монтессори было принято на государственном уровне. В 1930 году по идеологическим причинам перестал существовать и экспериментальный детский сад Ю.И. Фаусек.

Так завершился многолетний педагогический эксперимент поиска альтернативной модели воспитания и обучения дошкольников на основе культурного заимствования зарубежной педагогической системы и ее адаптации к социально-экономическим условиям России посредством оформления научно-профессиональной и научно-образовательной школы «Монтессори-педагогики».

Результатом многогранной работы Ю.И. Фаусек становится оформление научной школы «Монтессори-педагогики», которую можно охарактеризовать как научное направление, обладающее следующими особенностями:

  • по типу распространения: территориальный тип научной школы/идейный;
  • по типу связей между членами коллектива: научная группировка;
  • по типу научной идеи: экспериментальная;
  • по широте исследуемой научной области: широкопрофильная;
  • по функциональному назначению: прикладная;
  • по форме организации деятельности учеников: коллективная форма НИР;
  • по типу связей между поколениями: одноуровневая;
  • по степени институциализации: институальная;
  • по уровню локализации: локальная.

Научная школа Ю.И. Фаусек выполняла следующие основные функции:

  • научно-образовательную (разрабатывая и оформляя единые методы организации про­цесса исследования, обучая педагогическому творчеству вновь вступающих членов научного сообщества);
  • исследовательскую (формируя коллективный стиль научного мышления);
  • кросскультурную (распространяя результаты своих научных исследований не только в пределах региона, но и на уровне мирового научного сообщества).

Научной школе Ю.И. Фаусек были свойственны такие характеристики как инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.

В связи с эти можно сделать вполне обоснованный вывод:

  • уникальность научной школы Ю.И. Фаусек «Монтессори – педагогики» заключается в том, что она активно развивается, модифицируется и успешно используется педагогами различных стран уже более века;
  • безусловным преимуществом является возможность ее применения как целостно (собственно педагогическая система, создание образовательных учреждений, система подготовки «Монтессори – педагогов» и т. п.), так и частично (принципы, методы, среда, материалы и т. п.);
  • «Монтессори – педагогика» свободна от предрассудков и способствует воспитанию детей в духе миролюбия и толерантности, что особенно актуально в современном мире.
Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!