Подростки и Монтессори подход в обучении
В Москве прошел семинар «Особенности подросткового возраста и Монтессори-система в антропологическом контексте» или «Жить с подростками – КАК? . Инициатором встречи с монтессори педагогом Самуэлем Роткером (Огайо, США) стала Монтессори-школа "Семицветик (г.Долгопрудный). Участники семинара познакомились с опытом применения Монтессори-подхода в образовании школьников. Слушатели задавали вопросы, активно обсуждали проблемы и работали в малых группах.
- Сейчас запрос на то, как можно применять метод монтессори к детям подросткового возраста становится все более актуальным, - поделилась с нами руководитель Монтессори школы "Семицветик" Наталья Ушарова. - Так как монтессори специалистов этой возрастной группы, имеющих большой опыт работы в классах с подростками 12-15 лет у нас в стране почти нет, мы пригласили из Америки преподавателя Сэмуэля Роткера, практика с большим опытом работы именно в этой возрастной группе. Он - выпускник программы The AMI Montessori Orientation to Adolescent Studies (Ages 12-18) (Хантсбург, Огайо, США). Сэм рассказал слушателям об основных элементах школьной программы и принципах ее построения для детей от 12 лет.
Подростковый возраст – важный период жизни, когда человек готовится стать полноправным членом общества, он уже много умеет, но далеко не всегда может справиться со своими эмоциями. Все эти особенности учтены в подростковой программе в школах, использующих методику Монтессори. Следуя основным принципам метода Монтессори, в старших классах ребенок, а не учитель, продолжает выступать ключевым субъектом образовательного процесса. Педагог создает благоприятную среду для того, чтобы подросток сам захотел учиться и постепенно мог раскрыть потенциал, дарованный ему природой.
На примере собственного класса Сэм продемонстрировал организацию обычного дня школьников, показав, как они применяют полученные теоретические знания в практической жизни.
Сначала дается теория. Однако она преподносится не всему классу, а малым группам. Затем задача педагогов - дать понимание ребенку, что математика, физика, гуманитарные науки не изучаются сами по себе. Нужны реальные подтверждения того, что это необходимо в жизни. Создать какой-то аппарат, проверить и починить устройство, сделать археологическую находку и т.д - от этого отталкиваются педагоги - и отсюда и рождаются образовательные проекты. И задача учителя - сделать так, чтобы все было взаимосвязано и было подкреплено практическим применением знаний.
Важный момент: Сэм отметил, что идеальными учителями для детей старше 12 может стать молодая пара. Причем, не обязательно педагоги, состоящие в брачном союзе, но пара, которая может демонстрировать модель сотрудничества для подростков. Она становится олицетворением образа родителей, с которыми у многих подростков в этом возрасте возникают недопонимание и конфликты.
Участники встречи обсудили, где могут располагаться монтессори классы для школьников 12-15 лет. Подростки, как правило, предпочитают быть отдельно от остальной школы, но они замечательно ладят и не против быть рядом с тоддлер- группами.
Во второй части семинара, чтобы лучше понять принципы построения проектной деятельности в школе, слушатели работали в малых группах. Цель была - оценить имеющиеся ресурсы для реализации проекта. Начинать следует с школьной среды класса. Затем постепенно необходимо расширить ее до внешней окружающей среды.
На семинаре педагоги анализировали и междисциплинарные связи. Задача наставников - как можно шире затронуть все учебные школьные предметы в каждом конкретном проекте.
Нет комментариев. Ваш будет первым!