Этот материал сделали педагоги Монтессори школы «Земляне» (Москва)
- Шесть шляп - материал, который мы сделали для детей от 5 лет (для группы 3-6 и для группы 6-12) с целью формирования навыков различных способов мышления, поделилась с нами Монтессори педагог Юлия Никишина. - Материал создан на основе метода шести шляп – одного из популярнейших креативных методов, который был разработан Эдвардом де Боно в 80-х гг. XX века.
Шесть шляп – несложный, интересный и очень эффективный метод, поэтому дети включаются в работу с материалом с удовольствием и могут сохранять концентрацию в течение всей работы с материалом. Метод помогает преодолеть три главные проблемы практического мышления: эмоции, растерянность и путаницу. Этот способ дает возможность поделить мышление на шесть режимов, каждый из которых соотносится с воображаемой «шляпой» определенного цвета. Деление на типы шляп помогает структурировать мышление, сделать его более сосредоточенным и постоянным.
С удивлением дети обнаруживают, что на одну и ту же ситуацию можно посмотреть с разных сторон, и именно эта всесторонняя оценка дает сильные и порой неожиданные решения. На занятиях мы разбираем как обычные житейские истории, так и веселые ситуации (у всех людей выросли хвосты).
Дети работают с материалом как индивидуально (входя в разные роли-шляпы по очереди), так и в группе, где каждому достается своя конкретная роль. Порядок работы со шляпами мы предлагаем следующий: сухие факты (белая шляпа), генерация идей (зеленая шляпа), позитивные оценки идей (желтая шляпа), критическая оценка идей (черная шляпа), эмоциональная оценка (красная шляпа), подведение итогов, синтез (синяя шляпа).
В материал входит: 6 шляп (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), набор карточек по 6 шляпам (соотнесение стиля мышления и цвета шляпы), карточки-ситуации для анализа).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАТЕРИАЛА (последовательность)
- Посмотри, какие яркие шляпы. Это белая, а это какая?...
- Знакомимся с цветами шляп и их значениями.
Например, белая шляпа – шляпа фактов. Давай вытащим карточку-ситуацию, прочитаем и попробуем выявить основные факты.
- Разбираем ситуацию с разных сторон, надевая шляпы по очереди.
- Обсуждаем, как по-разному, оказывается, можно посмотреть на одну и ту же ситуацию. Такой раносторонний подход дает возможность найти для ситуации необычные решения.
ДАЛЬНЕЙШИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- ребенок работает самостоятельно с другими карточками-ситуациями
- ребенок придумывает свои ситуации и работает с ними по методу 6 шляп
- Дети работают по методу в группе, где каждый представляет один из стилей мышления
- ребенок строит mind-map по данному методу
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ
- Сегодня воскресенье. Вы с мамой и папой собирались идти в парк гулять, но пошел проливной дождь. Ты грустишь.
- У всех людей на Земле выросли хвосты.
- Ты опаздываешь на любимое занятие в творческой мастерской.