6 шляп

Просмотров: 4213   |  

Этот материал сделали педагоги Монтессори школы «Земляне» (Москва)

- Шесть шляп - материал, который мы сделали для детей от 5 лет (для группы 3-6 и для группы 6-12) с целью формирования навыков различных способов мышления, поделилась с нами Монтессори педагог Юлия Никишина. - Материал создан на основе метода шести шляп –  одного из популярнейших креативных методов, который был разработан Эдвардом де Боно в 80-х гг. XX века.

Шесть шляп – несложный, интересный и очень эффективный метод, поэтому дети включаются в работу с материалом с удовольствием и могут сохранять концентрацию в течение всей работы с материалом. Метод помогает преодолеть три главные проблемы практического мышления: эмоции, растерянность и путаницу. Этот способ дает возможность поделить мышление на шесть режимов, каждый из которых соотносится с воображаемой «шляпой»  определенного цвета. Деление на типы шляп помогает структурировать мышление, сделать его более сосредоточенным и постоянным.

С удивлением дети обнаруживают, что на одну и ту же ситуацию можно посмотреть с разных сторон, и именно эта всесторонняя оценка дает сильные и порой неожиданные решения.  На занятиях мы разбираем как обычные житейские истории, так и веселые ситуации (у всех людей выросли хвосты).

Дети работают с материалом как индивидуально (входя в разные роли-шляпы по очереди), так и в группе, где каждому достается своя конкретная роль. Порядок работы со шляпами мы предлагаем следующий: сухие факты (белая шляпа), генерация идей (зеленая шляпа), позитивные оценки идей (желтая шляпа), критическая оценка идей (черная шляпа), эмоциональная оценка (красная шляпа), подведение итогов, синтез (синяя шляпа).

В материал входит: 6 шляп (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), набор карточек по 6 шляпам (соотнесение стиля мышления и цвета шляпы), карточки-ситуации для анализа).

  Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАТЕРИАЛА (последовательность)

  1. Посмотри, какие яркие шляпы. Это белая, а это какая?...
  2. Знакомимся с цветами шляп  и их значениями. 

Например, белая шляпа – шляпа фактов. Давай вытащим карточку-ситуацию, прочитаем и попробуем выявить основные факты.

  1. Разбираем ситуацию с разных сторон, надевая шляпы по очереди.
  2. Обсуждаем, как по-разному, оказывается, можно посмотреть на одну и ту же ситуацию. Такой раносторонний подход дает возможность найти для ситуации необычные решения.

ДАЛЬНЕЙШИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. ребенок работает самостоятельно с другими карточками-ситуациями
  2. ребенок придумывает свои ситуации и работает с ними по методу 6 шляп
  3. Дети работают по методу в группе, где каждый представляет один из стилей мышления
  4. ребенок строит mind-map по данному методу

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ

  1. Сегодня воскресенье. Вы с мамой и папой собирались идти в парк гулять, но пошел проливной дождь. Ты грустишь.
  2. У всех людей на Земле выросли хвосты.
  3. Ты опаздываешь на любимое занятие в творческой мастерской.
Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!