Сороков Дмитрий Георгиевич

Сороков Дмитрий Георгиевич

Кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета. Первое высшее образование – химик, второе - психолог. После окончания Казанского университета отказался от престижного места в аспирантуре у академика Б.А.Арбузова, увлекшись идеями Педагогики сотрудничества. Преподавая в школе, активно участвовал в деятельности клубов творческой педагогики «Эврика», в Творческом союзе учителей СССР, в коммунарском движении. Принадлежа к отечественной психотехнической научной школе, заложенной Л.С.Выготским, Монтессори-педагогику считает своим профессиональным увлечением. Автор статей, научный редактор книг, посвященных педагогике М.Монтессори. Один из инициаторов создания первого бесплатного курса повышения квалификации педагогов «Воспитание и обучение дошкольников по системе М.Монтессори» при МГППУ. В настоящее время занимается исследованием жизни и творчества Ю.И.Фаусек.

- Дмитрий Георгиевич, как для Вас началось знакомство с Монтессори-педагогикой?


- Было это в 1991 году. В Крыму, в поселке Песчаное, проводился «Фестиваль новых школ». Его придумала и организовала Е.А.Хилтунен, которая к тому времени вернулась из поездки по Европе. Там она встретилась с ученицей М.Монтессори Клод Вайс, которая подарила ей старинный фолиант, содержащий основополагающие работы М.Монтессори - «Метод научной педагогики, применимый к воспитанию детей в «Домах ребенка»» и «Мой метод. Начальное обучение». Это была символическая встреча, благодаря которой фактически был выполнен завет Монтессори, и ее педагогическое учение вернулось в Россию.


- Но почему именно Монтессори? Ведь на фестивале были представлены и иные школы Свободного воспитания.


- В Песчаное с двумя чемоданами Монтессори-материалов приехали две пожилые голландки. Им было лет под семьдесят. Они сумели удивительным образом зажечь молодежь. И я не стал исключением.


- Что же было потом?


- Первый комплект материалов нам был подарен, и в том же 1991 году в районе ВДНХ, после более чем 60-летнего перерыва, Е.А.Хилтунен с моим участием создала первую в Москве детсадовскую группу по системе Монтессори. Когда со всей страны к нам хлынули заинтересованные педагоги, стало очевидно, что необходимы обучающие семинары. В 1992 году Е.Хилтунен и М.Сорокова поехали учиться Монтессори-педагогике в Мюнхен. Обогащенный зарубежными контактами жены, вовсю заработал созданный по моей инициативе систематический обучающий курс Московского Монтессори-центра, по всей стране стали открываться экспериментальные группы и детские сады. К концу 1995 года, когда мы с женой вынужденно прекратили сотрудничество с ММЦ, основательное Монтессори-образование у нас получили многие из тех, кто сегодня активно занимается собственным делом на Монтессори-пространстве России и ближнего зарубежья: работой с детьми, научными исследованиями, производством дидактических материалов, проведением обучающих семинаров. Но все же самым значительным событием этих лет, на мой взгляд, стал федеральный эксперимент «Детский сад – начальная школа М.Монтессори», который осуществила Е.А. Хилтунен с коллегами в Выхино. Он открыл для меня по крайней мере двух ярких, подлинно Монтессори-педагогов – Елену Литвяк и Елену Максимову. И сегодня я убежден в том, что в области дошкольного образования Монтессори-педагогика не имеет себе равных.


- Но понимают ли это чиновники от образования?


- Подвижки, несомненно, уже есть. И открытие нашего с М.Г.Сороковой курса на факультете повышения квалификации в МГППУ «Воспитание и обучение дошкольников по системе М.Монтессори» это подтверждает. Это первый бесплатный курс, на который выделены серьезные бюджетные средства. Мы получили возможность воплотить в жизнь мечту Ю.И.Фаусек – обучать российских педагогов основам Монтессори-педагогики бесплатно.


- За что Вы благодарны Марии Монтессори?


- Скорее, я благодарен Ю.И.Фаусек и Е.А.Хилтунен. Это два человека, которые действовали и действуют в интересах Монтессори-педагогики с чистыми помыслами, не стяжая. И им я благодарен за то, что они способствовали и способствуют продвижению метода научной педагогики Марии Монтессори.


- Именно этим вызван Ваш интерес к личности Ю.И.Фаусек?


- Принято считать, что Ю.И.Фаусек была последователем и пропагандистом идей М.Монтессори в России, и именно благодаря Монтессори-педагогике она стала профессором и известной фигурой в отечественном дошкольном образовании. Отчасти это так. Но после того, как я обратился к архивам, мнение об этом следует явно пересмотреть. Вот только факты: Ю.И.Фаусек было уже 50 лет, когда она познакомилась с Монтессори-педагогикой. В 1912 году она прочитала статью Е.Н.Янжул «Об одном итальянском детском саде». Заинтересовавшись, выписала из Италии книгу «Метод научной педагогики». В следующем году, познакомившись на выставке в Педагогическом музее Соляного городка с дидактическим материалом Монтессори, создает первый в России детский сад по ее системе. Лишь через год сама едет в Италию. Вернувшись, пишет на основании своих впечатлений книгу «Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори». За последующие десять лет она создает несколько детских садов по системе Монтессори в Петрограде, «Общество свободного воспитания», кафедру при Петроградском институте дошкольного образования, обучающие курсы для педагогов, становится автором 15 полноценных книг и целого ряда статей, детально разрабатывает собственные материалы по обучению русскому языку, причем преуспевает в этом настолько, что кое в чем опережает саму М.Монтессори. Недаром та считала Юлию Ивановну своей самой выдающейся единомышленницей, но не ученицей или последовательницей. Скоро в издательстве «Генезис» выйдет книга Ю.И.Фаусек «Педагогика Марии Монтессори» с моим послесловием, где я расскажу об этом.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!