Сорокова Марина Геннадьевна

Сорокова Марина Геннадьевна
 

Кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры Математики и естественнонаучных дисциплин Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). В 2004 году защитила докторскую диссертацию на тему «Система М.Монтессори в парадигме реформаторской педагогики».

 

В 1992/93 году одной из первых в России прошла обучение на курсах Международной Ассоциации Монтессори (AMI) в Мюнхенском социально-педиатрическом центре и стала первым в стране сертифицированным Монтессори-педагогом. Автор книг: «Система М Монтессори в парадигме реформаторской педагогики», «Система М.Монтессори: Теория и практика», «Математика в Монтессори-педагогике», «Математика по методу Монтессори в детском саду и школе», «Жизненная практика и сенсорное воспитание по методу Монтессори».

 

По инициативе М.Г. Сороковой и Д.Г. Сорокова в 2007 году в МГППУ открыт первый бесплатный курс повышения квалификации для московских педагогов «Воспитание и обучение дошкольников по системе М. Монтессори». В течение 12 лет читала курс лекций «Педагогика Марии Монтессори» студентам дневного отделения факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ); научный руководитель дипломных работ по различным аспектам системы Монтессори в России. Совместно с Д.Г. Сороковым в МПГУ проводит интенсивные курсы повышения квалификации педагогов дошкольного образования из России и ближнего зарубежья. Автор статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». Помимо системы Монтессори в сферу научных интересов входят методы математической обработки и анализа эмпирических данных психологических исследований, а также современное зарубежное дошкольное образование.

 


- Марина Геннадьевна, как произошло Ваше знакомство с системой Монтессори?

 

Совершенно случайно. Рассказал мне об этой системе Д.Г. Сороков в 1992 году, и первоначально я заинтересовалась ею как мама: моему сыну было тогда 4 года. Дмитрий Георгиевич пригласил меня на первые семинары по Монтессори и познакомил с Е.А. Хилтунен. На меня произвели большое впечатление идея свободы выбора и комплекс автодидактических материалов Монтессори. Елена Александровна рассказывала об этом так интересно, что я быстро вдохновилась. Помню, понравилось, что этим занимаются наши перспективные молодые педагоги и психологи, а также очень активные специалисты из-за рубежа - Элизабет Ван-Сантен, Люс Роод. Однако я даже не представляла себе, что вскоре сама поеду обучаться этой системе за рубеж: я тогда заканчивала свою кандидатскую диссертацию и собиралась преподавать математику в каком-нибудь техническом вузе. Постепенно я тоже включилась в работу, стала переводить статьи и другие материалы с немецкого, а потом получила приглашение поехать в Мюнхен.

 

- В 1992 году Вы с Е.А.Хилтунен были первыми посланцами из России, которые поехали обучаться основам системы Монтессори в Мюнхен. Самое яркое впечатление тех событий? Какой главный урок Вы вынесли для себя, обучившись там?

 

 Самое яркое впечатление: как же интересно заниматься по системе Монтессори! Поразило, как широко она распространилась по всему миру. В нашей группе были слушательницы не только из Германии, но и из Индии, Швейцарии, Финляндии, Болгарии, Польши, Чехии, Словакии, Японии, и везде работали Монтессори-детские сады. А главный урок прост: чтобы научиться методике Монтессори, мало просто наблюдать за работой других или изготавливать собственную папку с презентациями материалов. Необходимо много самостоятельно работать с материалом. Это как в балете: легкость достигается систематическими тренировками.

 

- Вы ведете большую просветительскую работу. Открываются обучающие курсы. Как Вы относитесь к группам « с элементами Монтессори»? Могут ли, на Ваш взгляд, воспитатели с большим опытом работы в традиционном саду стать полноценными Монтессори-педагогами?

 

В целом, я положительно отношусь к использованию элементов системы Монтессори (как правило, это лишь дидактические материалы Монтессори) в других подходах, а также к дополнению разработок Монтессори другими материалами, построенными на сходных идеях. Это делается во всем мире, и об этом можно почитать в моей книге «Система М.Монтессори: Теория и практика». Важно, однако, добавить следующее. Во-первых, при использовании элементов системы Монтессори нельзя ожидать того же эффекта, как при использовании целой системы. Не стоит также говорить: «Мы работаем по Монтессори». Во-вторых, если педагоги хотят дополнить Монтессори-среду какими-то другими материалами, то это надо делать осознанно, что возможно только при прочном знании всего классического набора материалов. Это – основа основ. В-третьих, неклассические материалы лучше отделить от классических – поставить их на отдельную полку. В-четвертых, нужно серьезно думать также о технологии презентации неклассических материалов. Не стоит просто устраивать кашу из всевозможных материалов и ждать, что дети сами разберутся. По второму вопросу замечу, что чем раньше начинаешь осваивать новый подход, тем, конечно, легче. Вместе с тем, все зависит от конкретного человека. Если педагог демократичен и по-настоящему увлечен идеями итальянского педагога, думаю, что у него получится. И возраст не станет помехой - ведь Ю.И. Фаусек начинала в пятьдесят.

 

- За что Вы благодарны Марии Монтессори?

 

За то, что она дает детям возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, а педагогу - импровизировать. Для современного человека это очень важно.

 

 

 

 

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!