Сумнительная София Ивановна

Сумнительная София Ивановна

Образование высшее педагогическое. Работала учителем русского языка и литературы, методистом Всесоюзного пионерского лагеря «Артек». С 1992 года работает в Московском Центре Монтессори под руководством К.Е. Сумнительного.

В рамках договора между Московским Центром Монтессори и Мюнхенским Детским Центром в 1997-1998 г.г. прошла обучение на AMI курсе в Мюнхенском детском Центре у Марии Рот. Успешно сдала экзамены и получила два диплома. Диплом AMI (Association Montessori Internationale) по работе с детьми 3-6 лет и диплом Международной Академии Реабилитации развития по лечебной педагогике. В 1998 году назначена АMI руководителем Ассоциативного курса по педагогике Монтессори (3-6) в Москве. В 2008 году принята на курс AMI по подготовке тренеров, имеющих право проводить курс по подготовке взрослых к работе по методу М. Монтессори.


- София Ивановна, как Вы пришли в Монтессори-педагогику?

 

- В  1992 году К.Е. Сумнительным был создан Московский Центр Монтессори, и мне постоянно приходилось участвовать в его работе. В моем доме жили профессор Курт Аурин, Лора Андерлик, Герпхард Питер-Зееле и, конечно же, Мария Рот. Но я не только общалась с ними, но и слушала их лекции. Эти люди - до сих пор золотой фонд мировой Монтессори - педагогики. Тогда же я познакомилась с заместителем  председателя бюро отделения РАО, членом-корреспондентом  РАО Михаилом Богуславским, который искренне увлекся педагогикой Монтессори.

  Со временем я поняла, что эта педагогика близка мне. В сентябре 1997 года я, выучив немецкий язык, уехала на год в Мюнхен. Учиться. Это был первый курс, где произошло разделение курса лечебной педагогики и собственно курса по педагогике Монтессори. Практически это был первый курс, на котором выдавался полноценный AMI диплом. Неполноценность предыдущих дипломов вскрылась, когда один  мой  уехавший  на Запад  коллега  попытался поступить на тренерский курс. С Мюнхенским дипломом, который был выдан в 1995 году, его не приняли.

Со мной поехал и мой сын, который практически перешел из российского детского сада Монтессори в начальную Монтессори школу в Мюнхене.

Там я встретилась с Ренильдой Монтессори, которая тогда была Генеральным секретарем AMI. Нас представили друг другу, и г-жа Монтессори сказала мне: «Ваш запрос лежит на моем столе, и он подписан». Речь шла о запросе на открытие Ассоциативного AMI курса в Москве.

Вернувшись в Москву, я включилась в работу нашего Центра и одновременно работала с детьми в нашей группе и начала подготовку к курсу. Облегчило мою задачу то, что наблюдающей персоной от AMI была назначена Мария Рот, хорошо знавшая положение с педагогикой Монтессори в России, и уже бывавшая несколько раз у нас в стране. Именно по её настоянию Центр организовал группу российских педагогов, которые обучались в Мюнхене на курсе по школьной педагогике Монтессори (6-12). В этой группе учился и наш директор, Константин Сумнительный. Мария же стала инициатором того, что мы обратились в AMI c просьбой принять меня на тренерский курс. Практически она готовила меня к этому все годы нашего сотрудничества.

 

- А сложно ли было попасть на тренерский курс АМИ?

 

- Монтессори тренеров в мире мало. И специальных курсов по их подготовке – тоже. Обычно, для того чтобы попасть на курс,  надо иметь диплом AMI, не менее 10 лет проработать с детьми, не менее 5 лет проработать ассистентом на признанном AMI курсе по подготовке Монтессори-педагогов, а в ходе самого курса пройти стажировки на других AMI курсах по подготовке педагогов. Впрочем, для поступления на курс необходимо получить рекомендации от двух тренеров AMI. Кроме того, это довольно дорогое обучение. Наш курс экспериментальный и он дотируется спонсором, который покрывает половину стоимости. Вторую половину платят сами участники. Это первый и, возможно, последний такой курс.

Обучение продлится три года. В апреле 2008 мы занимались в Голландии, затем обучение продолжится в Вашингтоне. Курс начался в Голландии, так как именно там находится штаб-квартира AMI, и будет продолжаться в Вашингтоне, потому что там расположен крупнейший в мире Монтессори-институт. Тренер нашего курса тоже американка, руководящая в структуре AMI  научным комитетом. В нашей группе 33 педагога из 13 стран - в основном из США и Латинской Америки. Европейцев немного. Есть представители Греции, Франции, Германии, Англии и Швейцарии. Всю Восточную Европу представляю я. Требования к кандидатам очень строгие.

 

- Как проходило обучение?

 

- Цель нашего обучения – это не только отработка техники проведения презентаций. Главное – это  глубокое осмысление теории и педагогики М. Монтессори. Особое внимание уделяется навыкам работы со взрослыми. По договору с AMI часть полученной на курсе информации мы не имеем право распространять. Это профессиональные секреты тренерской работы. В ходе курса мы будем работать не только с нашими тренерами, но и готовить самостоятельные работы, а также стажироваться на курсах по подготовке педагогов, работающих в системе AMI. В том числе читать разработанные нами лекции слушателям этих курсов. Я уже получила приглашение в Сальвадор, где есть возможность читать лекции на немецком языке.

Я осознала, что мне повезло, что все эти годы я работала с очень сильным тренером М. Рот. Она смотрела нашу среду, контрольные работы и готовила отчеты в АМI.

 

- С какими трудностями пришлось столкнуться на курсе в Амстердаме?

 

- Сочувствие у моих коллег вызывало то, что у нас  переведено так мало книг М. Монтессори. В книжном листе AMI более 20 её работ. У нас переиздается в том или ином виде 2, переведенные в 20-е годы. Фрагментами и не очень качественно переведена  работа «Разум ребенка», нашим Центром  переведена и с большим трудом доведена до опубликования её книга «Дети другие» или, как она называется в английском варианте, «Секрет детства». Кстати, эта книга была одобрена AMI только после того, как они убедились, что она переведена человеком, имеющим диплом AMI. С точки зрения AMI, любые другие переводы не считаются легитимными. С этой точки зрения мне было запрещено пользоваться цитатами из переведенных у нас книг. Я смогла убедиться в правильности этого подхода, когда сравнила два варианта переведенных у нас фрагментов книги М. Монтессори «Разум ребенка». Они просто противоречат друг другу.

    Ситуация осложняется и тем журнальным и книжным мусором, который публикуют различные авторы. Иногда складывается впечатление, что они не читали даже тех книг Монтессори, которые были переведены у нас давно.

Конечно, существовал языковой барьер. Но к концу первого семестра стало очевидно, что, несмотря на это,  мы понимали друг друга.

 

- Какое главное открытие вы сделали для себя, поступив на тренерский курс?

 

- Мы очень отстали в изучении природной сути ребенка. К сожалению, наша педагогика – вне ребенка. Величайшая заслуга Марии Монтессори, что она стала адвокатом Ребенка. А мы, много говоря о раннем развитии, понимаем под этим насилие над ребенком, форсирование его развития, не обращая внимания на его психологическую и физиологическую готовность. 

У нас метод Монтессори  стал заложником даже не рынка, а базара. Иногда люди еще не разобрались, что это за метод, а уже спрашивают: «Какую прибыль может принести открытие группы»? А ведь это, прежде всего, метод научной педагогики, и освоить его не- просто. Мало пройти квалифицированное обучение. Чтобы стать Монтессори-педагогом, надо пройти сложный путь личного самосовершенствования, путь к ребенку, а не к тем деньгам, которые на нем можно заработать. Может быть, поэтому у нас стараются обучиться побыстрее, и не спрашивают у тех,  к кому приходят учиться,  ни о квалификации,  ни о подтверждении прав проводить такое обучение. А ведь таких прав в нашей стране по международным нормам пока нет ни у кого. Наших западных коллег это искренне удивляет, а мы, кажется, уже к этому привыкли. В педагогике мы, похоже, продолжаем жить в эпоху МММ. Это отчетливо понимаешь только на Западе. Интересно, что даже люди, не имеющие элементарного AMI диплома,  объявляют себя тренерами, а мы почему-то стесняемся попросить их подтвердить свою квалификацию документально. Но ведь это ведет к профанация метода, к обману родителей, которые приводят детей в группы педагогов- недоучек.

И еще одно важное наблюдение: нет ни китайской, ни американской, ни индийской Монтессори-педагогики. Дети везде проходят один путь развития. Трудно также представить, что может быть китайская или русская математика. И никто в мире не понимает,  что такое русская модель метода Монтессори. Есть некоторые культурные различия, есть различия в языке и соответствующий материал надо адаптировать, но при этом цель то одна: научить детей говорить, писать и читать. Здесь у Монтессори есть общая методика,  которая не зависит от того,  в какой языковой и культурной среде развивается ребенок.

 

- Почему на Ваш обучающий курс так непросто попасть?

 

- Мы отбираем педагогов. Для нас важно, зачем человек идет обучаться, какой личностный багаж он приносит. Люди могут  определиться самостоятельно и, прослушав вводный курс, решают, готовы или  не готовы  идти дальше по этому сложному пути. Мы также проводим тестирование. Об этом  на основе своего исследования наш директор подробно написал в соответствующей главе своей монографии.

   Мы не берем на себя задачу перевоспитывать людей. Если мы понимаем, что  если человек готов к восприятию философии и методик доктора Монтессори, то наша задача обучить его точным осмысленным презентациям, показать логику развития ребенка, которая заложена в системе Монтессори и мы требуем, чтобы наши слушатели еще на стадии обучения начинали работать с детьми. У таких людей и уровень вопросов другой и обучение для них становиться более актуальным, так как они понимают, что,  прежде чем прийти к детям,  надо много и подробно работать с материалом, чтобы не оказаться голым королем.

Это непросто. В результате отсев составляет иногда до 50 процентов.

 

- За что Вы признательны Марии Монтессори?

 

- М. Монтессори сильно изменила мою жизнь. Она заставила меня постоянно развиваться. Не могу сказать, что это легко, но это очень интересно. Я стала гражданином мира и особенно остро  поняла это на тренерском курсе, где у меня сложились глубокие и искренние отношения со многими моими коллегами. Кроме того, благодаря М. Монтессори я совершенно по-другому взглянула на ребенка, на то, что определяет его развитие. Я, как и многие наши слушатели, не сразу поверила в те феномены, которые описывает М. Монтессори, но мой опыт работы с детьми только подтверждает все, о чем она писала. Труднее всего дозировать свое вмешательство в эту жизнь и приходить на помощь ребенку только тогда, когда это ему действительно нужно. В этом мне помогают знания о ребенке, которые дает метод Монтессори и наблюдения за детьми, которые развивают интуицию и помогают чувствовать его точнее и тоньше.

 

 

 

 

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!