Монтессори-подходы дома или 10 шагов навстречу собственному ребёнку

Монтессори-подходы дома  или 10 шагов навстречу собственному ребёнку

Давайте сделаем вместе 10 шагов навстречу собственному ребёнку дошкольного возраста и подумаем, как мы, родители, можем помочь ему наладить своё самостоятельное существование в пространстве, где он живет. Для этого придётся организовать некоторое подобие зоны навыков практической жизни, только в домашнем варианте. Основной принцип очень прост – не грузите ребёнка запретами-ограничениями, а уверенно и последовательно открывайте ребёнку всё новые горизонты возможностей. Поменяйте основной императив, вместо списка-НЕЛЬЗЯ, предъявляйте ребёнку постоянно расширяющийся список-МОЖНО.

1. Первый и очень нетривиальный совет. Попробуйте взглянуть на окружающую действительность глазами ребёнка. Для этого опуститесь на пол и осмотритесь вокруг с высоты именно его роста. Советую так посидеть некоторое, достаточно долгое время, осматривая поочерёдно все помещения которые посещает ребёнок – кухню, гостиную, коридор, туалет и ванную в том числе, а не только детскую комнату. Обращайте внимание на расположение выключателей, кранов, доступных ему по высоте достижимости стеллажей-шкафов-полок. Подумайте насколько удобно ребёнку жить в таком своеобразном «великаньем» пространстве. Ищите ответы на гипотетические детские вопросы – А что делать, если… ?

2. Утоление жажды. Наша задача сделать так, чтобы ребёнок вместо того, чтобы просить напоить его, мог сделать это сам. Подберите небольшой соразмерный ребёнку кувшинчик и удобный стаканчик, предпочтение следует отдавать натуральным материалам (керамика-стекло) и разместите это в доступном и удобном для ребёнка месте. Теперь ваша роль, в этом вопросе, сводится к тому, чтобы там всегда находилась свежая и чистая вода.

3. Сметание мусора. Что делать, если вдруг организовался мусор на полу? Подберите удобный, соответствующий по размеру ребёнку веничек, совок и щётку для сметания мусора. Расположите это в досягаемом ребёнком месте и покажите, как пользоваться этими предметами. Объясните, что если появился мусор на полу, то его следует смести и выбросить в мусорное ведро, покажите, где оно расположено. Если пользоваться общим ведром ребёнку не сподручно, заведите ему отдельное небольшое ведёрко.

4. Собирание пролитого. Не только мусор рассыпается, но и различные жидкости, от воды до супа-компота могут оказаться разлитыми. Прекрасный способ простроить ребёнку причинно-следственные связи - разлил, значит нужно убирать. Для этой активности понадобится ведёрко, небольшая по размеру, но хорошо впитывающая губка, которой ребёнок и будет собирать пролитое, выжимая собранную жидкость в ведёрко и тряпочка, которой пол будет вытираться насухо.

5. Ухаживание за домашними растениями. Ребёнок интересуется вашими бегониями/петуньей/геранью, отрывает цветочки-лепесточки и ковыряет пальцами землю? Не торопитесь убирать цветочные горшки в недосягаемое для ребёнка пространство. Отберите самые влаголюбивые растения из своей коллекции или специально заведите такие, если подобных, пока не оказалось в вашем доме.Затем объясните ребёнку, что он МОЖЕТ сделать. Вам понадобится маленькая (обязательное условие) леечка с тонким носиком из которого вода будет литься постепенно, нужно также обратить внимание, чтобы отверстие для набора воды не было слишком большим. Напитать влагой растение можно не только при помощи лейки, прекрасную службу в этом случае может сослужить и небольшой удобный пульверизатор, только нужно подобрать такой, чтобы усилий ребёнка хватало на нажимание его ручки. Помимо полива, можно очищать листья от пыли, при помощи небольшой губки (лучше натуральной) или при помощи небольшой щёточки-кисточки.

6. Место для переодевания-переобувания. Перед входной дверью найдите место для нескольких детских крючков для верхней одежды и организуйте отдельное место хранения детской обуви с обязательно удобным и простым в обращении рожком для обуви. Предусмотрите удобный низенький стульчик-пуфик для переобувания.  И самое главное, не нервничайте,  когда ребёнок тратит на переодевается довольно много времени. Для него оно имеет совсем другое течение. Зарезервируйте заранее (особенно это актуально в начале введения самостоятельного переодевания) столько времени, сколько необходимо именно РЕБЁНКУ, а не взрослому.

7. Накрывание на стол и принятие пищи. Отличный повод для организации повседневного ритуала совместного принятия пищи всей семьёй. Для ребёнка это будет и волнительным этапом подготовки к завтраку-обеду-ужину. Обязательным атрибутом сервировки может стать защитная салфетка. Для  детей до 3 лет  на них может быть нанесены метки-обозначения расположения тарелки-чашки и ложки-вилки, чтобы ребёнку было понятнее, куда конкретно их следует расставлять.

Предоставьте свободу при накладывании и определении количества пищи, которое хочется съесть ребенок в конкретный момент времени. Для этого достаточно поставить в центре стола красивую супницу или блюдо с едой для всей семьи. Договоритесь, что ребенок должен съедать всё, что сам положил  себе на тарелку.  Посуду ребёнок вполне может убрать за собой сам  и вымыть её.

8. Использование холодильника. Ничего сложного в этой активности нет. Освободите нижнюю полку холодильника под продукты, которые ребёнок может брать самостоятельно. Привлекайте его к процессу приготовления пищи.

9. Приготовление пищи. Кухня для ребёнка, это территория исследовательского рая, именно сюда его постоянно тянет. Сколько бы дорогих и правильно-развивающих игрушек не было куплено, а для ребёнка гораздо более привлекательными останутся тарелки-ложки-половники и вся прочая кухонная утварь. Прежде всего, ребёнка нужно допустить практически до всех процессов, которые осуществляют на кухне взрослые, предварительно продумав логистику и безопасность всех открытых процессов. И не нужно переживать и бояться, что ваш малыш что-то рассыплет-разольёт, ведь у него в арсенале уже есть сметание мусора и собирание пролитого. Перейдём к конкретике и разберём, какие приготовительные активности реальны для ребёнка, особенно в самом начале его кухонной практики.

Опишу самые простые и реальные варианты. Ну прежде всего это чистка варёных овощей и яиц. Нет лучшей гимнастики для пальчиков, чем эта реально-помогательная активность. В этом виде деятельности ничего кроме наличия самих пальчиков и не требуется особенного. Следующим пунктом будет появление в доступном арсенале инструментов ребёнка ножа, и пусть вас не пугает этот предмет, если подобрать его правильно, то он будет не опаснее той же ложки. Он должен быть маленьким и хорошо ложиться в руку ребёнка. Обратите внимание на отсутствие острой режущей кромки и безопасный скруглённый кончик. В общем, хорошие варианты это десертный нож или специальный нож для намазывания масла. Такими приспособлениями легко можно разрезать банан, варёные овощи и яйца или варёную же колбасу. Ребёнок практически любого возраста с лёгкостью осилит мультиварку, она прекрасно подходит для варки каш и заодно практического освоения пропорций. Освоив смешивание венчиком и миксером, ребёнок легко может, при минимальной помощи взрослых, осилить выпечку разнообразий печений и маленьких кексиков, а там уже, ого, и до бисквита с блинчиками недалече. У вас остался вчерашний хлеб? Не беда, заготовьте из него тонкие полоски и ребёнок с лёгкостью превратит его в сухарики, которыми вся семья с удовольствием будет хрустеть за обедом.

*****

10. Использование собственного шкафа, складывание и выбор вещей. Установите удобный шкаф, как варианты стеллаж или низкую тумбу с несколькими выкатными ящиками, возможны их различные комбинации, главное все эти предметы мебели должны учитывать рост ребёнка и разложить в них все типы повседневной одежды по 2-3 комплекта каждой разновидности (маечки-трусики-носочки и пр.). рубашки-платья-кофточки вполне можно повесить на удобные маленькие плечики, но их также не должно быть слишком много. У каждой разновидности вещей должно быть своё конкретное место. Передайте ответственность за повседневный выбор гардероба на ещё низкого по росту, но отнюдь не глупого человека и постарайтесь сдерживать свои улыбки (особенно в самом истоке самостоятельности) когда одежда будет одета не совсем правильно или не будет соответствовать вашему взрослому пониманию стиля. Покажите ребёнку способы складывания вещей, они необычайно восприимчивы к ним и на первых порах настаивайте на обязательности раскладывания всего по местам, не переходя к следующему виду активности, пока не закончен предыдущий. Пересчёт своих вещей это ещё и прекрасный способ освоения первичными навыками порядкового счёта.

При введении всех активностей ребёнку необходимо показать, место хранения всех материалов и как варианты их использования. Время введения определяете ситуативно, ждёте подходящую ситуацию и – «Ой, ты хочешь поухаживать за растением/убрать мусор/вытереть пыль? – пойдём я покажу тебе, как ты можешь это сделать».

Используя эти подходы, родители способствуют приобретению ребёнком функциональной независимости, заодно поднимая самооценку ребёнка на очень важные высоты Я-могу и Я-полезен.

Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6)

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!