Принципы формирования домашней среды

Принципы формирования домашней среды

В современных условиях быть папами-мамами очень непросто, и я могу понять вдохновение родителей, которые, прочувствовав яркие успехи метода Монтессори, задаются вопросом: а как, собственно, и нам, в домашних условиях, приобщиться к этому удачному опыту?

В методе Монтессори ребёнок признаётся вполне способным на принятие осознанных решений. Вся необходимая информация для роста и развития заложена в него изначально, и мы, взрослые, имеем только два варианта поведения – либо становимся союзником своему собственному ребёнку и создаём ему благоприятные условия для реализации его внутренних потребностей, либо становимся препятствием на пути его роста. Мы используем средовой подход и действуем согласно так называемого принципа солёного огурца. Создаём такую развивающую среду-рассол, в которой у ребёнка будет достаточно стимулов-вызовов для освоения всех необходимых жизненных навыков. Но есть одно «но»: среда состоит из трёх частей. Её составляющие:

1. Материальная среда – специально подготовленные материалы для развития ребёнка.
2. Подготовленный взрослый, который знает и понимает, что и как он делает в согласии с методом. Условно говоря, это и есть Монтессори-гид.
3. Достаточно большая разновозрастная группа детей (ну хотя бы 10–15–20 чел.), в составе которой и развивается ребёнок.

И если материальную среду можно самостоятельно сконструировать, подготовить взрослого сложно, но возможно, то собрать в домашних условиях такую детскую группу практически нереально. Что же тогда можно сделать?

В первую очередь не стоит воспроизводить школьную среду дома, она нужна исключительно в условиях Монтессори-школы и должна содержать в себе все три компонента. А дома нужна именно отдельная домашняя Монтессори-среда.

Нужно просто наблюдать за своим ребёнком и понять его основные задачи. Человеческий ребёнок очень сильно отличается от детёнышей животных. В глаза так и бросается его беспомощность на начальных этапах развития. Природа этой недоформированности заключается в том, что ребёнок может измениться в нужную сторону, приспособиться практически к любой окружающей среде. Постепенно осваивая пространство вокруг себя, он становится человеком своего места и времени. И уже с самого начала жизненного пути для успешного выживания ему необходимо решить задачу получения независимости. В возрасте до шести лет – это независимость функциональная, то есть возможность самостоятельного решения-осуществления всех своих насущных потребностей. Ну а после шести он уже будет решать задачу интеллектуальной независимости. В общем, ребёнок старается со всеми окружающими его реальными и потенциальными проблемами научиться справляться сам. Для этого ему необходимо постоянно практиковаться. Вот на достижении этой самой функциональной независимости в домашних условиях я и предлагаю сосредоточиться.

Чем же интересно заниматься ребёнку в домашних условиях? Да тем же самым, чем занимаемся и мы, взрослые люди. Собственно, детство во многом нужно именно для того, чтобы перенять эффективный опыт и взрослые модели поведения. Именно поэтому все активности, которые ребёнок использует в повседневности, должны иметь выход в жизнь. Мария Монтессори предлагала давать для использования ребёнком по возможности НАСТОЯЩИЕ предметы, а не их поддельно-игровые имитации, и пользоваться ими по прямому назначению.

Мозг ребёнка в дошкольном детстве занят загрузкой базовых информационных модулей, это построение своеобразной операционной системы. Все нестандартные способы использования предметов лучше оставить «на потом», для более старшего возраста.

Поясню на примерах. Хотите использовать прищепки? Лучше настоящей стирки и сушки белья занятия с этими предметами не найти. Нет необходимости их использовать для узнавания цвета, к примеру.

Хотите использовать резиновую грушу или шприц для переноски жидкости? Задумайтесь, какие жизненные активности вы можете предложить ребёнку на выходе, и придёте к тому, что разумнее показать ребёнку способы собирания и перенесения бытовых «разлитостей» губкой или тряпкой. Это логичнее: будет получен действительно жизненно-полезный навык, многократное использование которого гарантировано самой жизнью.

Даёте ребёнку для развлечения и исследования мелких предметов тазики с различной крупой и фасолью? Но для исследования достаточно нескольких штук, а не килограммов, а похожие навыки ребёнок с лёгкостью получает в обычной дворовой песочнице или на песочном/галечном пляже.

Теперь о пределах мечты многих родителей – раннего чтения и счёта, – постоянно пытающихся привлечь ребёнка к буквам-цифрам как минимум. Все навыки приходят в своё время: когда ребёнок готов, на освоение его подталкивает своеобразный внутренний учитель.

Родителям же нужно чётко осознать, что дом – это просто дом, а не учебная аудитория. Соответственно, и уместнее там среда домашняя. Представьте себе, что вы стремитесь в своё жилище со страстным желанием отдохнуть, вытянув ноги в тапочках или уж просто с намерением переключиться с рабочих проблем на решение чисто бытовых вопросов. А попав домой, оказывается, что вам нужно обратить внимание на синтаксис с пунктуацией и решить несколько дифференциальных уравнений. Нравится? Не очень? А ведь в методе Монтессори принято обращаться с детьми на равных. И многие навязанные развивающие активности ребёнком именно так и воспринимаются. Я вовсе не призываю погрузить ребёнка в атмосферу ничегонеделания. Просто гораздо разумнее, наблюдая за ребёнком, определить именно те активности, которые действительно вызывают его искренний интерес, отделяя свои ожидания и «ну вот у знакомых мальчик уже читает» от здоровых исследовательских побуждений своего ребёнка.

Существует и другая крайность, когда ребёнка непременно хотят занять-развлечь, организовывая и возглавляя практически весь досуг ребёнка. По методу Монтессори в центре процесса всегда находится ребёнок, мы лишь создаём ему благоприятную и удобную среду для роста, наполненную активностями и вызовами. А чем заняться непосредственно – решает сам ребёнок, и делает он это под воздействием своих внутренних импульсов, которые в благоприятных условиях становятся всё более волевыми и самоконтролируемыми.

Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6)

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!