С чего начинается образование ребенка?

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 5117   |  

Катерина Сорокина

Канд. пед. наук, г.Нижний Новгород

 

С чего начинается образование ребенка?

 

Образование – одно из слов, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, редко задумываясь о его значении.

 

Какой образ рождает у вас это слово, с чем вызывает ассоциацию? Образование – это ряды школьных парт, единый государственный экзамен, университетские профессора, заветные корочки аттестата или диплома?

 

Если задуматься о глубинном смысле этого слова и однокоренных его словах, то получится примерно следующее. Образовывать – это создавать что-то, чего не было раньше. Образ – это вид. Вспомните словосочетания: образ матери, образа на стенах, образ мыслей. Получается, что образование – это некое созидательное видение, представление.

 

Образование ребенка таким образом – это не инсталляция в него неких информационных баз данных. А, к сожалению, именно такое отношение к малышу преобладает сегодня не только в школе, но уже и в детском саду и даже раньше. Буквально с первых дней его жизни, а порой еще и до момента рождения, родители торопятся заняться интеллектуальным развитием человечка, буквально заваливая его разнообразными методиками раннего обучения.

 

Следуя за научными и практическими исследованиями Марии Монтессори, нам стоит рассматривать образование ребенка скорее как создание им самим под руководством природных импульсов уникального образа своей индивидуальности. В чем же наша роль как заботливых взрослых, окружающих кроху – его родителей, учителей, воспитателей? Мы можем и должны создать максимально благоприятную среду, в которой новый человек сможет впитать все необходимое для своего развития из опыта человечества и использовать это для адаптации своей индивидуальности к тому миру, в который он входит. Именно с этой непростой задачей сталкивается каждый родитель. Вне зависимости от того, есть у родителя понимание и необходимые знания или нет, он неизбежно оказывает принципиальное влияние на то, как развивается его малыш. И происходит это в первые три года жизни ребенка, когда его мозг находится в фазе активного роста и формирования, в буквальном смысле, запечатлевая все, что его окружает, с фотографической точностью. Нам всем хочется передать детям лишь самое лучшее, но в реальности мы передаем им абсолютно все, и делаем это в формате 3D. А базовые модели поведения, реагирования, воспринятые ребенком в этом нежном возрасте, остаются ведущими программами его подсознания и тела, определяя большую часть жизни человека в любом возрасте.

 

Таким образом, мы начинаем понимать уровень своей ответственности как родителей перед человеком, который формируется, буквально образовывается – создает себя в пространстве влияния нашей собственной жизни. И процесс этот происходит 24 часа в сутки, без выходных, праздников и даже без обеденных перерывов!

 

Давайте теперь рассмотрим, откуда берутся родители? Казалось бы, глупый вопрос. Общество как-то предполагает, что родители – они просто есть. Есть ребенок – есть родители. Но можно сказать, что родитель рождается вместе с ребенком. До этого есть просто человек с определенным жизненным опытом, но без опыта родительства! По крайней мере, это справедливо для тех, у кого в семье появляется первый малыш. Хотя, по моему глубокому убеждению, как каждый ребенок уникален, так же и уникален опыт родительства в отношении каждого конкретного ребенка.

 

Когда на свет появляется малыш, никто не ждет от него знаний, умений, навыков. Мы принимаем его беспомощность, незнание и видим чудо создания себя из собственного опыта. Однако, если мы говорим о родителях, то почему-то считается, что они все знают и умеют сами по себе, неким чудесным образом в одну минуту постигая ответственейшую и сложнейшую из родов деятельности – родительство. Но ведь родителями не рождаются, родителями становятся! Родитель растет и развивается в своей родительской роли по мере роста и развития ребенка. Это процесс глубочайшего взаимовлияния, а в лучшем случае – взаиморазвития. Именно поэтому представляется таким важным помочь родителям в самом старте осознать глубину радости, ответственности и потенциальных возможностей развития, созидания, «образования» своей жизни и жизни ребенка.

 

Вместе с тем, малыш появляется на свет с огромным потенциалом и некоторым уже имеющимся опытом – опытом внутриутробного развития и опытом рождения. Это накладывает на него определенный, при том значительный, отпечаток. Сознание малыша только начинает создавать себя при помощи опыта и впечатлений тела, состояние которого, его расслабленность или зажатость, слабость или сила, свобода или ограниченность в движениях и сенсорных впечатлениях оказывают прямое влияние на формирование психики, характера, интеллекта. Вопросами зависимости психологических и эмоциональных процессов от состояния здоровья тела занимается наука сомопсихология, которая, к сожалению, гораздо менее известна в нашем обществе, чем психосоматика, изучающая реакции тела на психо-эмоциональные состояния человека.

 

Но если мы проводим параллель между развитием (образованием) ребенка с развитием (образованием) родителя, то стоит помнить, что как эмбриональный период оказывает влияние на рост малыша, так и опыт собственного детства оказывает влияние на становление человека в новой родительской роли. И как ребенок испытывает влияние внутриутробного опыта, абсолютно не имея о нем воспоминаний, так же и родитель не осознает свои реакции, бессознательно воспринятые в раннем детстве от своих отца и матери.

 

Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что если мы хотим дать ребенку хорошее образование, то в первую очередь, нам стоит позаботиться о своем родительском образовании. Что это значит? Не останавливаться в своем личностном развитии ни на секунду, ведь именно сейчас мы влияем на ребенка максимально, воспитывая его не словом, а самой своей жизнью, которую он перенимает целиком и будет бессознательно опираться на этот опыт всю свою жизнь. Именно поэтому молодым родителям стоит без смущения обращаться за помощью к специалистам. Профессионалы могут дать глубокое понимание процессов происходящих с ребенком на каждом этапе развития, информацию необходимую для того, чтобы знать о потребностях малыша и их изменениях по мере роста. Они помогут получить умение выставлять в отношениях с ребенком границы, оценивать объективно текущую ситуацию развития и адекватно реагировать на нее, Кроме того, собственные реакции, привнесенные в родительство из детства, можно и нужно, хотя и сложно, осознать и прожить, чтобы не передавать малышу «любимые грабли», на которые сами мы наступаем уже целую жизнь. Возможность сойти с «привычных рельсов» реагирования заключена в проживании опыта, несущего внутренний конфликт. Удачи вам в ежесекундном чуде взаимного созидательного творчества родителя и ребенка!

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!