Свобода и Космический порядок
Ирина Исаева, Свобода и Космический порядок « Наш первый учитель – сам ребенок или, точнее, жизненно важный порыв проявления космических законов, который проявляется в нем и ведет его бессознательно». Чтобы говорить о свободе, о том, где она начинается и где заканчивается, необходимо попробовать осознать общую картину мироздания. Монтессори называла его Космическим порядком. Чтобы «нарисовать» его, нам необходимо выйти за пределы привычного мышления и рассмотреть Вселенную в своей целостности. Для Монтессори было очевидно, что, и земля, и человек - часть космического порядка. У каждой частички природы есть свое предназначение. Человечество, являясь частью Вселенной, тоже должно следовать всем тонкостям закона природы. Когда мы следуем этим законам природы, осознавая и находясь на своем пути, мы ощущаем внутренний баланс. Синергия, соединение, сотрудничество всех частиц Вселенной, поддерживая динамическое равновесие, составляет жизнь Вселенной и является частью бесконечно прекрасного процесса творения. Человек ощущает внутреннюю потребность выполнить свою миссию в соответствии с космическим порядком, а чтобы следовать ему, он должен быть свободен для развития себя и своего потенциала. И здесь речь идет о свободе не столько физической, ибо известно, что невозможно лишить человека свободы, наказав его лишением физической свободы, сколько о свободе разума человека. Что же такое свобода? Делать то, что я хочу и когда хочу? А действительно ли ТЫ ЭТО хочешь? Или твое желание сформировано влиянием извне? Ты действительно свободен в изъявлении желания? Если ты куришь или ешь много шоколада – ты свободен? Твое тело рано или поздно напомнит тебе о результатах твоих свободных действий. Свобода состоит не в удовлетворении своих желаний или того, что предлагают тебе обстоятельства, а в том, чтобы делать то, что хорошо для твоего развития в соответствии с законами человеческого существования. Ты свободен делать то, что хорошо для твоего развития! Никто не может «дать» человеку свободу или дисциплину. Дисциплина и свобода Это две стороны одной медали. Чтобы быть свободным, ее необходимо чувствовать. Равно невозможно никого «дисциплинировать» извне, только сам человек может сделать осознанный выбор ограничения. Самодисциплина – это отсутствие необходимости говорить человеку, что ему делать. Дисциплина – это способность следовать необходимому правилу, жить в соответствии с законами, которые ведут нас к оптимальному человеческому развитию. Индивидуум дисциплинирован, когда он хозяин самого себя, когда он может контролировать свои импульсы и желания, когда он может следовать своему внутреннему учителю. Воля и послушание Рассматривая свободу, мы не можем не затронуть понятия воли и послушания. Воля и послушание очень связаны между собой. Однако, всем известно, что до 3 лет ребенка невозможно подчинить. Монтессори считала, он подчиняется только своему внутреннему учителю. Подчинение может предполагать сублимацию собственной воли индивидуума. Дети же до 3 лет подчиняются жизненной силе (хорме - horme). Очень важно знать, что даже если вы не понимаете, что делает ребенок, вы должны уважать его действия и не прерывать его концентрированную деятельность. Потому что вам неизвестно, зачем он это делает. Останавливать имеет смысл только то, что может быть опасно. Задача взрослого состоит в понимании необходимого для ребенка и в создании необходимой физической и социальной окружающей среды для реализации внутренней силы здоровым способом. Человек действует свободно, если делает выбор согласно своим внутренним импульсам, а не под властью другого. Если мы не можем делать то, что нам необходимо, мы не можем сказать, что мы свободны. Нам нужна независимость. Независимость Означает, что организм может существовать и функционировать без непосредственной помощи другого. Человек борется за независимость с самого рождения. Рождение – первый акт независимости. Физическое отделение от матери делает ребенка независимым от прежде жизненно важных процессов ее тела. Развитие ребенка – процесс адаптации к независимой самостоятельной жизни в мире. Неправильно созданная среда для ребенка всегда приводит к непослушанию и подчинению. Индикаторами нерациональной среды для ребенка могут служить частые «нет, нельзя», которые произносят взрослые. Всегда помните о том, что ожидания от ребенка должны согласовываться с его уровнем развития. Наблюдение и понимание того, что ему нужно, - эффективные пути к тому, чтобы дети были спокойными и слышали вас. Малыши от года до трех всегда послушны, если наша просьба соответствует тому, что они хотят делать. Когда мы можем понимать их нужды, мы можем обращаться к ним с просьбами, и они радостно будут их выполнять. Очень часто, если ребенок плохо себя ведет, означает, что его разум испытывает голод. Работа – это стремление, цель человека, которая дает ощущение баланса. Ребенок может сознательно выбрать подчиниться просьбе другого не раньше 5 - 5,5 лет. Понимание пользы совместной работы и пребывания в группе требует опыта. Наша задача помочь детям быть свободными в правильном выборе и правильных решениях, научить их брать ответственность за свои действия. Ответственность Это процесс, который достигается с получением опыта от взаимодействия в окружающей среде. Дети не могут быть сразу ответственными. Быть ответственным значит быть способным ответить. Если вы не знаете, как и что делать, вы не можете отвечать. Как раз наша ответственность и заключается в том, чтобы знать потребности ребенка, который просит помочь узнать все сам. Ребенку нужна как окружающая среда, так и взрослый в качестве проводника. Взрослый – это авторитет для ребенка. Авторитетный – значит опытный. Однако быть авторитетом не предусмотрено быть всю жизнь. Наступит время, когда ребенок получит знания и станет способным быть ответственным за свои действия. Неразумный авторитет базируется на контроле и власти. Родитель всегда авторитет для ребенка, ребенок не доверяет и не верит постороннему, пока не созреет достаточно для принятия своих собственных решений. Когда нам важно контролировать ребенка, наше послание ребенку – «Я тебе не доверяю». Дети сами знают, что им нужно делать. Единственное, что нужно – доверие им. Если у вас проблемы в группе, обратите внимание, насколько свободны в ней дети. Необходимо всегда отслеживать и осознавать это, ибо сами мы чаще всего выросли в несвободе. При этом не стоит забывать об ограничениях, способствующих развитию свободы в классе. Ограничения В классе Монтессори сама среда является естественным ограничением, способствующим скорейшему формированию самодисциплины у малышей. Среда должна быть продумана до мелочей, и обязательно создаваться в соответствии с возрастом детей. Ранний возраст – это возраст формирования эго, когда все вокруг «моё». Этот период очень важно «прожить» сполна. Он совпадает с сензитивным периодом порядка. Поэтому наличие материала в одном экземпляре, каждый из которых служит своей цели; наличие определенных правил; необходимость получения презентации – способствуют установлению внутреннего порядка у малышей. Правила должны быть одинаковые всегда. И ваше поведение тоже. Вы не можете быть сегодня добрым, завтра злым. Вам необходимо быть стабильным каждый день. Итак, каковы же условия, способствующие свободе?
Монтессори педагог
диплом АМI (0-6)
(США, 2011г.)
М. Монтессори
Нет комментариев. Ваш будет первым!