Яна Ермалукова КАК ОБУЧАТЬ, НЕ ОБУЧАЯ

Просмотров: 4033   |  

Сейчас каждый родитель хочет для своего ребенка полноценного всестороннего развития. При этом многие боятся упустить буквально каждую мелочь. Но есть и другое мнение: ребенка вообще не нужно обучать. Пусть себе растет. Что же на этот счёт говорит Монтессори педагогика? Что такое развитие и нужно ли им заниматься?

Бытует мнение, что Монтессори педагогика – это метод раннего развития. Но это совсем не так. Это метод естественного, своевременного развития, без форсирования такового. Поэтому процесс обучения базируется на знании возрастной психологии и физиологии.

«Сенсорный исследователь».

Монтессори называет ребенка до 6-ти лет «сенсорным исследователем» и полагает, что обучение такого ребенка должно происходить через его чувственное восприятие.

На сегодняшний день доказано, что почти все чувства человека начинают работать еще в утробе. Именно там малыш «приступает у обучению», формируя нейронные связи в головном мозге. К 7 месяцам он уже слышит звуки, видит изменение света, ощущает вкус амниотической жидкости и др. При этом количество получаемой информации сильно ограничено. Именно такая среда, с ограниченным количеством стимуляции, защищает мозг от перенагрузки.

После рождения ребенок тоже получает сенсорную информацию, но при этом её объем значительно больше, чем во время внутриутробного развития. Мозгу необходимо давать «пищу» для развития. Такую «пищу» он получает из окружающей среды. При этом ребенок «впитывает» ВСЕ, что его окружает: язык, жесты, цвета, звуки, события, модель поведения и прочее. Но бессознательно. При этом, когда у ребенка есть возможность тренировать свои чувства, нейронные связи в головном мозге закрепляются и ребенок обучается и становится умнее. Другими словами, необходимо так организовать среду для малыша, чтобы он мог получать достаточно опыта.

В начале жизни он исследует мир посредством прикосновений, запаха и вкуса, и особенно слуха и зрения. Это наиболее развитые чувства к моменту рождения. При этом развитие чувств предшествует развитию высших интеллектуальных возможностей.

Развивая чувства, мы должны поступать так же, как и при развитии речи. Мы не ждём, пока ребенок начнёт говорить, мы стимулируем его речь. Сенсорное развитие, равно как и развитие речи, является естественным развитием. Несмотря ни на что, оно произойдёт. Так, например, если в среде у ребёнка есть возможность слышать речь, то он начнёт говорить.

Наша задача заключается в том, чтобы способствовать сенсорному развитию ребёнка. Мы должны знать, что давать малышу для его развития, и давать это упорядоченно. Среда, в которой ребенок может получать достаточное количество сенсорных ощущений, является лучшей средой для обучения.

Игрушки и кроватки – это все для взрослых.

Родители часто либо обставляют комнату слишком большим количеством предметов, тем самым перенасыщая среду, либо помещают ребёнка в пространство, где   минимум  предметов . При наличии большого количества  игрушек  возникает чрезмерная стимуляция, а при недостатке впечатлений малыши очень часто плачут, потому что им просто скучно.

Мария Монтессори предложила создавать элегантную в своей простоте комнату для ребенка, отвечающую потребностям на каждом этапе развития. Среда в такой комнате должна быть красивой, гармоничной, легко изменяющейся под нужды ребенка.

Основными зонами в среде новорожденного являются: зона сна, ухода, кормления и движения. Организация таких зональностей помогает ребенку ориентироваться в пространстве и чувствовать себя в безопасности, чтобы быть открытым для исследования. В каждой зоне ваш малыш получает определенный опыт, помогающий ему развиваться. Так, упорядоченное расположение вещей в комнате помогает ему формировать из внешнего порядка – внутренний. Уже через некоторое время ребенок начинает предугадывать то, что с ним будет происходить в той или иной зоне. Так, когда мама кладет малыша на пеленальный столик, он знает, что сейчас он сможет увидеть мамино лицо и «поговорить» с ней глаза в глаза. Такая предсказуемость может показаться скучной c точки зрения взрослого человека, а для малыша она жизненно необходима. Для взрослого человека предсказуемость равносильна монотонности и скуке, для ребенка же предсказуемость равносильна безопасности.

Зона сна.

Матрасик в зоне сна позволяет ребенку видеть окружающее пространство. Он учится соизмерять расстояние между предметами, определять форму и цвет. При этом у малыша нет препятствий в движении, и, даже проснувшись, он будет спокоен, так как ему есть чем занять свои чувства. Над кроваткой можно повесить мобиль, а на стене, на уровне матрасика, разместить контрастные картины или рисунки.

Зона движения.

Зеркало в зоне движения позволяет ребенку получать обратную связь: информацию о его движениях, а также видеть комнату под другим углом, наблюдать за перемещением людей в комнате. При этом плед или матрасик перед зеркалом - это настоящий полигон для развития движений и беспрепятственного передвижения. Оказавшись в зоне движения, малыш уже знает, что у него будет возможность подвигаться, понаблюдать за мобилем, посмотреть на свои движения в зеркале или посмотреть на игрушки, которые лежат на полке рядом с матом.

При такой организации пространства роль взрослого – это роль наблюдателя и защитника развития концентрации у ребенка. Вы можете видеть, как малыш заинтересовано смотрит на мобиль, который движется медленно - ребенок успевает наблюдать за процессом трансформации и передвижения контрастной фигуры. Обратите внимание на то, как ваш маленький исследователь сосредоточенно рассматривает картину на стене или как он изучает игрушку на полке. Такое наблюдение даст нам информацию о том, на каком этапе развития сейчас находится ребенок и что ему сейчас нужно, а что необходимо убрать из среды, заменить или добавить.

Наша роль не развивать, а не мешать развитию! Роль взрослого в развитии ребенка – пассивна. Мы должны подготовить среду, связать ребенка со средой, показав ему, как с ней взаимодействовать, и отойти и наблюдать.

Наблюдение за моментами концентрации позволит стать родителю в роль защитника этого процесса. Каждый момент концентрации - это маленькая ступень в развитии малыша. Мы не можем сказать, что именно сейчас развивается, но мы должны отчетливо понимать, что, прерывая концентрацию, мы тормозим развитие! При том, что люди изначально склонны к концентрации, постоянное ее прерывание тормозит развитие. Прервать концентрацию можно, просто что-то сказав ребенку, выразив свое восхищение: «О! как здорово! Ты молодец!», поцеловав ребенка, начав объяснять что-то малышу или, просто не заметив ее, пройти мимо. В следующий раз, когда ваш ребенок засмотрится на лист на дереве, на фотографию на стене или на мобиль, просто тихонько подождите, когда он закончит сосредоточенно смотреть, а потом выразите все то, что хотели, словами или действиями (опишите то, что видел малыш, покажите ближе, дайте в руки и так далее). Необходимо тренировать свое внимание, замечая такие важные моменты в развитии малыша, и останавливать себя от вторжения в этот хрупкий процесс.

Таким образом, для развития малыша в среде необходимо её структурирование и поддержка ребёнка со стороны взрослого. Структуру обеспечивает подготовленная упорядоченная среда, отвечающая потребностям на каждом этапе развития. А поддержка должна исходить из эмоциональной атмосферы дома, из наблюдения за процессами развития. Новорождённым необходимо получать сенсорный опыт, обучаясь и осваивая новые навыки в позитивной и безопасной среде. Организовать ее должны  заботливые  взрослые. Именно в этот ранний период детства, когда каждый день так важен, ребенок развивает свою индивидуальность и формирует отношение к жизни. Так, кирпичик за кирпичиком, ребенок, самообучаясь, строит основу своей личности.

http://montessori-home.livejournal.com/29236.html

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!