Филлис Уэлбанк "Система Монтессори: вчера, сегодня, завтра"

Рейтинг:
0
  |  
Просмотров: 6409   |  

 

Филлис Уэлбанк (PhyllisWallbank)Филлис Уэлбанк (Phyllis  Wallbank) – известный Монтессори-педагог (Великобритания). Родилась 1 сентября 1918 года. Обучалась у Марии Монтессори. В 1948 году под ее руководством создала первую в Великобритании Монтессори школу “Gatehouse” для детей и взрослых. Их дружба и сотрудничество длились более 10 лет. Филлис часто посещала Марию Монтессори в Голландии, была вхожа в ее семью. В последние годы жизни Марии Монтессори Филлис выступала как эксперт на курсах М.Монтессори, возглавляла Ассоциацию Монтессори   Англии, и долгие годы была вице-президентом Международной ассоциации Монтессори. Незадолго до смерти Марии Монтессори организовала международный Монтессори конгресс. Вела активную благотворительную деятельность. К столетию Монтессори-педагогики (2006-2008г.г. ) совершила мировое турне со своими лекциями-воспоминаниями. Филлис побывала в Новой Зеландии, США, Южной Африке, Китае, Франции, Нидердландах, Германии и многих других странах. В мае 2008 года по приглашению редактора нашего журнала Елены Тимошенко и при содействии Ассоциации Монтессори педагогов России Филлис посетила Москву. В Доме Журналистов она выступила с лекцией «Система Монтессори: вчера, сегодня, завтра».

 Мы предлагаем отрывки из этого выступления.

 

 

- Я очень рада возможности  приехать в Москву, чтобы отдать дань этому великому гению, доктору Maria Montessori, с которой я имела честь общаться и быть ее последовательницей.

Ею многое было исследовано, понято, использовано и объяснено. Я очень счастлива, что была знакома с ней в течение последнего десятилетия ее жизни. Я училась у нее и стала ее другом. Я имела честь останавливаться в ее доме с Марио (Mario), ее сыном, и Адой, его женой, в их прекрасном доме в Амстердаме, и также в их приморском доме в Noordveg в Голландии. Она попросила меня начать обучение педагогов от имени AMI в Великобритании, и я очень волновалась, экзаменуя вместо нее в Великобритании и в Ирландии, и  затем вместе с нею во Франции, Австрии и Голландии.


Мария Монтессори

 

Мария МонтессориКакова тогда была эта женщина, которая изменила взгляды на воспитание детей и создала уникальную образовательную среду?  Всегда нежная с детьми, она была не всегда терпима к окружающим, если они не пытались понять безотлагательность того, что она говорила. Она никогда не была сентиментальна с детьми. Она была прежде всего ученым, убежденным, что может многое сделать для развития каждого человека.

 Ребенок стал ее научной лабораторией. Судьба дала ей возможность наблюдать различные культуры и экономические системы. Она была первой женщиной - врачом, руководившей кафедрой медицины в Италии, но покинула Италию, когда к власти пришел Муссолини (Mussolini). Она перебралась в Германию, но уехала оттуда из-за Гитлера. Она останавливалась во Франции, Австрии, и Англии, Америке, и Испании. Она получила приглашение и приехала в Индию, и очень полюбила эту страну. Позже, из-за того, что Англия была в состоянии войны, ее  и сына подвергают домашнему аресту, как подданную вражеского государства. Поэтому визит в Индию продлился долгих 7 лет. Путешествия по разным странам дали ей возможность наблюдать, что все мы проходим особые периоды развития.

Главный подарок Марии Монтессори - это то, что она показала четыре главных периода развития, которые проходят все люди, независимо от их национальности, культуры, экономического или социального статуса.  

Период 1: от оплодотворения до шести лет;

Период 2: от 7 до 12;

Период 3: от 12 до 18; 

Период 4: от 18 до 24.

 Ее величие заключалось не только в том, что она увидела эти периоды, но также и в том, что она показала, как создать благоприятную среду для развития и работать в согласии с природой, а не против нее.

 “Если мы обеспечиваем фундаментальные потребности для каждого периода развития, мы формируем души людей так, как им предназначено, ” - писала Монтессори.

    Ее внебрачный сын Марио, рожденный в 1898 году, посвятил ей свою жизнь. Он был ее помощником и переводчиком. Мы понимали, что из-за щепетильности общества она младенцем отдала его на воспитание, чтобы позже, в возрасте шестнадцати лет, соединиться с ним. Он самоотверженно помогал ей всю свою жизнь.

Ее всегда окружала группа поклонников. Я знала двоих из них. Они бросили очень многообещающие карьеры, чтобы следовать за нею. Они часто ревновали  друг к другу, но хорошо относились ко мне, делясь со мной своими знаниями. Все окружающие выражали любовь и восхищение, но иногда она находила это очень утомительным и говорила:

 

 “Я показываю на ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ вид, а они смотрят на мой палец и говорят: "Какой красивый палец!”

Когда я оставалась с нею в Голландии, то поняла, насколько ужасно одиноко ей здесь было. Ее окружала роскошь, благодаря богатой семье Ады, жены ее сына, но она была в чужой стране, она была стара, и не могла произнести ни слова по-голландски . Она жаловалась, что в Голландии и в Англии небеса были всегда серы. Я сочувствовала и восхищалась этой  великой женщиной.


О  воображении детей и внимании родителей

 

Иногда она сердилась на искажения. Например, поводом служило то, что говорили, будто ей не нравится, когда дети проявляют творческую фантазию (воображение)! Это происходило потому, что у каждого сенсорного материала имеется определенная функция, поэтому материал может работать только одним определенным способом. Цель блока цилиндров - получать радость когда вставляешь цилиндр в подходящее отверстие, почувствовать различие размеров (ширины),   так же как подготовка пальцев к письму с помощью маленькой кнопки, за которую держат цилиндр; она не имела ничего против игры в поезд, но не с блоками цилиндров и  - в другое время. Montessori, объясняя это, говорила, что воображение - важный инструмент мышления, иначе не было бы никаких новых изобретений и прогресса! Человек должен быть в состоянии вообразить что-то неведомое прежде, чем изобрести это. Поэтому воображение очень ценно, говорила она. Сенсорные материалы действительно обостряют воображение. Например, цветные таблички позволяют ребенку вообразить что-то темно- или светлозеленое, или сине -зеленый цвет, обогащая его воображение.

Иногда она расстраивалась, когда учительницы упускали главное назначение розовой башни. Ее цель - интуитивно почувствовать арифметическую прогрессию. Она находила, что учительницы слишком требовательны к детям и говорила мне с огорчением: "Они даже меня пытаются учить, как работать с розовой башней!"

 

Я думаю , что из всего, что я услышала от нее, самым глубоким(мудрым) было следующее:  “Высветите хорошее, и это хорошее будет расти.”

 

И это действительно хороший способ! Дети чувствуют потребность в положительных оценках и внимании, и если родители слишком заняты, и дети не получают достаточно положительной обратной связи, то они будут дурно себя вести только, чтобы получить внимание, в котором они нуждаются.

 

Исследования мозга

 

Исследования мозгаИсследования человеческого мозга показывают, как важное позитивно размышлять и находить время для созерцания. Это гораздо лучше негативных мыслей и оценок! Согласно последним исследованиям, с помощью МРИ-сканирования доказано, что левые лобные доли светятся, когда мы думаем или говорим что-то хорошее. Это - та же самая область мозга, которая становится активной, когда мы счастливы. Это левая лобная доля - она является активной и во время созерцания.

 

Когда мы говорим или думаем о плохом, светятся правые лобные доли. Та же самая область мозга активизируется, когда человек подавлен. Таким образом, мы делаем лучше себе, когда мы наблюдаем и объясняем что-то хорошее нашим детям!

 

Очень важно, что именно эти лобные доли мозга являются самыми активными в  первый возрастной период - период от рождения до конца шестого года. В этот период в них больше активных мозговых клеток, чем в любом другом возрасте. Они как-будто "фотографируют" все, что окружает ребенка, и таким образом ребенок становится частью национальности, культуры и окружающей среды.

 

Конечно,  тогда эти исследования самой Монтессори еще не были известны. Но можно предположить, насколько они были бы важны и интересны ей, врачу, руководившей кафедрой Университета в Италии.

 

Теперь мы знаем, что уже в эмбрионе шести недель, мозг мальчика уже отличается от мозга девочки. Мы совсем разные, но взаимно дополняем друг друга

 

Монтессори-материалы

 

Материалы Montessori были разработаны ею, чтобы быть КЛЮЧОМ, который ребенок может использовать, чтобы понять и управлять окружающей его средой. Maria Montessori была иногда очень разочарована, когда знание, переданное этими ключами, не использовалось после сензитивного периода, ведь это позволяло ребенку открывать и использовать новое знание в новых контекстах.

 

Montessori очень сердилась и говорила:

 

“Это - так же, как если бы самолет бегал вверх и вниз по взлетно-посадочной полосе, и никогда не взлетал!” Это говорилось в связи с использованием биологического комода в Англии (и возможно здесь). Montessori сделала его в Индии, и в нем были - формы индийских листьев! Чтобы стать ключом, формы должны быть похожи на листья той местности, в которой живет ребенок.  Поэтому важно, чтобы материал соответствовал среде и местности, где проживает ребенок. Монтессори материал по Математике  удивителен.  Дети легко понимают числа и считают с помощью бусин; они легко разбивают числа и знают состав числа «десять». Это позволяет им легко складывать и вычитать. Алгебра, введенная в этот ранний период, приветствуется с восхищением. “9 + а=10, а=?” и они кричат с восхищением “1!”

 

Таблицы умножения и материалы с бусинами и стержнями   позволяют легко возводить в квадрат и в куб, а арифметика становится любимым занятием. Дети очень рано начинают работать с дробями, это дает им возможность производить действия с дробями. Геометрия   тоже конечно, проживается сенсорно, и дети с удовольствием работают с конструктивными треугольниками. Геометрический комод позволяет увидеть так много, что дети успешно находят подобные формы в окружающей среде.

 

 

 

Еще есть завораживающие Ленты Времени с иллюстрациями или небольшими предметами, показывающими историю и традиции общества и со сражениями с другой стороны. Игра состоит в том. чтобы правильно расположить карточки по датам.

 

Они также любят делать это с репродукциями шедевров разных художников.

 

Они с удовольствием работают с сенсорными материалами по географии; наливают воду, чтобы увидеть остров, работают с "действующим" вулканом; для каждого материала есть книжки- определения, которые поощряют самостоятельное чтение и аналитическое мышление. Ни одна из Ваших школ не в состоянии охватить все, но в течение долгого времени Вы обогащаете себя и окружающую среду. Посетив Montessori-школу,  я могу увидеть, интересно ли в ней самому учителю.

 

Самокорректирующие материалы должны охватить не только интересы ребенка, но также должны содержать главные ступени, которые, по мнению руководства школы, ученики должны знать в этом возрасте. Они должны содержать главные Ключевые ступени для упрощения перехода в любое время в любую другую школу. Мы находим, что наши Монтессори дети достигают этих знаний намного раньше. Материалы, созданные для того, чтобы научить ребенка мыслить и самому добывать знания, позволяют ребенку успешно сдать любые экзамены, которые хотят его родители.. Ученики моей собственной школы были известны своей эрудицией таким знаменитым английским школам, как Итон и Хэрроу. Для этого типа независимой частной школы дети должны сдавать общий экзамен в двенадцать лет, и поскольку этот экзамен включает латинский, французский и иногда греческий язык, мы обеспечили   детей соответствующим материалом, и оказалось, что многие дети, (помимо тех, кто нуждался в этих материалах, готовясь к экзаменам,) заинтересовались и успешно с ними занимались. Это произошло, потому что материалы были созданы так, как рекомендовала Montessori.

 

Уроки тишины

 

 В классной комнате Montessori всегда приятный рабочий гул и все же, любимое занятие детей - ИГРА  В ТИШИНУ. Это когда они все вместе создают тишину. Эта тишина отличается, от той, когда взрослый хлопает или командует:‘Тишина!’ и они повинуются. Игра  в тишину - это собственное желание детей, и все тело вовлечено в этот процесс.

 

Давайте делать тишину вместе! Упражнения в практической жизни  помогают маленькому ребенку самому управлять своим телом. Переливание воды всегда зачаровывает и помогает   желанию и мускулам сотрудничать.

 

Чтобы создать тишину, они должны достичь определенного контроля над своими мускулами. Контроль этих действий осуществляется в задней части мозга, который называется Мозжечок.

 

Что недооценивала М.Монтессори

 

М. МонтессориНадо отметить, что я нашла один недостаток в своих записях о Montessori - то, что она не недооценивает, по моему мнению, физические объятия, нежность и домашнюю материнскую заботу, которые  очень  важны для ребенка. Это, хотелось бы верить, помогает ребенку вырасти уверенным в себе и независимым. Вероятно, это  очень личное, и произошло из-за того, что ее незаконнорожденный сын не был с нею и был передан на воспитание, и они воссоединились, когда он вырос. Должно быть, ей тяжело было видеть,   как другие матери ласкают своих малышей.

 

Сострадание

 

Самое главное -  необходимо поощрять в детях сострадание друг к другу. Если учительница вынуждена сделать замечание,  то лишь в крайнем случае. Она должна видеть, что другие дети успокаивают ребенка и помогают ей сделать то, что необходимо, чтобы исправить несправедливость.

 

Возрастные  периоды

Период  от 7 -до 12лет

 

До сих пор число мозговых клеток в лобных долях было больше, чем даже у взрослого. Они использовались, чтобы впитать окружающую среду и непосредственную жизнь вокруг очень маленького ребенка. Теперь, когда ему семь, многие из этих клеток отмирают, а  способность учиться благодаря Впитывающему Разуму снижается. Внезапно их начинает интересовать такой огромный мир. Теперь они интересуются прошлым, настоящим и возможным будущим, используя воображение, язык, идеи.

Они стремятся играть на музыкальных инструментах, увлекаются своими историями и интересуются математическими задачами. До сих пор главным в их жизни был дом, а товарищеские отношения случайны, а теперь они хотят больше времени проводить с друзьями . Теперь материалы должны соответствовать интересам детей не только в отдельном школьном классе, обществе, культуре и национальности, но так же являться введением в более широкий мир. Их интересуют причины и следствия, они любят повторять свои действия снова и снова. Повторение очень важно для этого возраста.

Теперь, с семи лет, генетическая предрасположенность выходит на передний план, и ребенок растет как биологические родители, поскольку гены теперь становятся активными. Это юный возраст   сознательного желания учиться и получать ответы на свои непрерывные вопросы.

Дети этого возраста растут и развиваются с помощью специальных стимулирующих лекций, которые им преподносят великие люди , достигшие вершин своего предмета. Любовь к своим предметам этих людей является заразной. Мы приглашали как великих ученых ,так и писателей .

Мария МонтессориЭто - Золотой Век - от семи до юности.. Почему школы Montessori для этого возраста, столь успешны? Я полагаю, это происходит, потому что они развивают желание и помогают ребенку сделать сознательный выбор, который является жизненно важным. Они существенно удовлетворяют и стимулируют мышление с помощью окружающей среды, которая также удовлетворяет их нравственно, духовно, психологически и физически. Это - возраст, когда ребенок нуждается в движении и общении, которые дает окружающая среда Montessori. Это - возраст вопросов: Кто? Что? Почему? Когда? Где? Как? И Montessori предоставляет детям возможность найти ответы на эти вопросы.

Это - возраст действия. Они любят получать физические навыки и играть в командные игры. Это - возраст, когда они часто составляют секретные языки.Они любят смеяться над шутками и говорить загадками.

 Мальчики и девочки начинают различаться в поведении. Маленькие мальчики часто устраивают кучу-малу или участвуют в игре на детской площадке, изображая автомобили или самолеты и скачут по кругу. Их мозг имеет пространственную область больше, чем у девочек. Девочки часто собираются в маленькие группы и о чем-то шепчутся. Их мозг имеет языковые области  больше , чем у мальчиков.

Все наслаждаются языковыми материалами не только для их собственного языка , но также и для других дополнительных языков.

Им помогают понять язык компьютеров и достигнуть компьютерной грамотности и скорости. Помните, что Montessori говорила, что мы должны всегда давать ключи к их СОБСТВЕННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

Она также говорила, что современная технология - дополнительная сила для человечества. Конечно она должна использоваться мудро.

 

Особенно они наслаждаются Лентами Времени, любят расставлять доисторических животных и произносить названия динозавров. Будь то ленты времени и картины их собственной религии или главные события их страны, все это самокорректирующие материалы. Дети этого возраста любят быть активными.

Их внутренняя духовность приходит через их собственный поиск истины во всех предметах. Они наслаждаются географией и материалами геологии и любят изучать мир.

 В среде должен быть доступ к микроскопам и телескопу. Вечерние прогулки с родителями и детьми вместе, для городских детей очень важно видеть вечернее небо и удивляться ему.

Когда они рассматривают каплю воды из пруда под микроскопом и видят несметное число мелкого разнообразия жизни, видят расстояние между планетами и звездами и их размеры, то начинают чувствовать трепет и красоту жизни и вселенной, тогда связь математики с миром становится реальностью.

Мы должны понять потребность в больших числах и отрицательных числах. Теперь я верю, с тех пор как пришло время Montessori, важно, что в Математике они учатся разбивать огромные числа и очень маленькие в десятой степени и минус десятой степени. Это легко после работы с материалом с бусинами Montessori.

Наставник или наставница будут давать много презентаций материалов и заставят людей начать переговоры . Следом за этим будет сделан материал. Все главные части, которые считаются важными для учебной программы этой возрастной группы, должны быть Moнтессори-материалами, предназначенными для частого использования способом, созданным доктором Montessori. Если Вы сделаете это, то Вы обнаружите , что ученики всегда делают успехи в том, что им нужно для экзаменов. Это потому. что они могут повторять деятельность так часто, как по желают и поэтому их знания основываются на твердом фундаменте. Они не просто запомнят, что показал учитель, а действительно поймут .

 

Все это означает и самокорректирующие материалы и все общество в целом соединилось со школой. Необходимо показать некоторые важные пункты материала и затем поощрить сделать некоторые из них с учетом собственных специфических интересов. Мой доктор сделал наши ленты времени. Используйте все, и целое сообщество извлечет выгоду. Многие захотят использовать материалы, и тогда Вы создадите Обучающий Центр для естественного развития детей любого возраста! Помогите детям узнать об их местных реках и самом близком море, почве вокруг них, о местной флоре и фауне. Они любят узнавать об их местной погоде и зонах климата мира. Это знание может быть очень полезным. Поскольку все предметы взаимосвязаны, они построят реальную картину окружающей среды.

 Дайте им острые ощущения физики и вопросы, на которые мы все еще не знаем ответа они вероятно смогут решить. На ленте времени их собственной страны должна быть фотография самого ребенка, чтобы поместить против правильной даты и затем совмещать части ленты времени с датами, но ничего о возможностях и потребностях; поощрите использование их воображения. Поговорите о новых видах транспорта. Расскажите, о электро-магнитном резонансе, с помощью которого будет возможно передвижение и парение, так что колеса будут не нужны.. Узнайте , что они думают о возможности с помощью маленького вертолета полететь туда, куда они захотят.

    Дайте им острые ощущения жизни и знания. Пожалуйста, обратите внимание на то, что все люди разные, но у каждого есть свое место в жизни и свой род деятельности: танец, музыка и движение, слушание музыки, сочинение музыки, живопись, пение, хор, литература, драма, поэзия, декламация, моделирование, восстановление. Изделие кустарного промысла можно сделать из любого предмета или с помощью творческого воображения.

 

Диаграммы наблюдений

 

GatehouseВ моей школе  “Gatehouse”содержались материалы по всем предметам. Делались отчеты  в дневниках наблюдений детей и в диаграммах наблюдений учителя. Учительница отмечала для себя наблюдения красным, зеленым или синим пунктиром.. Зеленый пунктир в частной диаграмме учителя означал, что ребенок справился хорошо с тем, что делал. Синий означал, что ребенок показал понимание и знание выше среднего, и ему может быть представлен более продвинутый материал по предмету. Красный означал, что учитель должен сделать дальнейшие презентации.


Как восстанавливать материалы

 

У родителей, которые приходят, чтобы забрать своих детей, должно быть специальное место, чтобы  иметь возможность сидеть и восстанавливать материалы, если они  повреждены. Они могут тогда беседовать и чинить.

 

 

О призах и поощрениях

 

Дети Montessori не нуждаются в призах и поощрениях, так как они испытывают глубокое волнение и трепет от вещей обучающих их, когда знание приходит именно таким образом.

 

Особые дети

 

 В моей школе «Gatehouse» были 'семьи' из 7 детей вместе со специальным учеником в классе. Они так гордились своим Особенным Ребенком, когда он   достигал чего-то нового. Как в природе человек  приспосабливается к своему окружению, так и эти дети приспосабливались к нормальной среде.

Мы с успехом объединяли слепого, глухого, страдающего аутизмом, с церебральным параличом, психопата и трудновоспитуемого . Выдающийся, умный, нормальный, умственно или физически отсталый - все работали в их собственном теме и понимании.

 

Вежливость и «зеркальные клетки»

 

Детей из школ Montessori часто хвалят за их вежливое поведение. Эта вежливость достигается с помощью упражнений Практической Жизни, которые показывает наставница, и эти действия являются характерными именно в определенной стране. Она показывает их детям и затем предлагает им самим выполнять эти действия .

Когда они наблюдают за другими детьми, а не делают действия самостоятельно, в клетках мозга, как в зеркале, отражаются эти действия. Случайно это или нет, «зеркальные клетки» отсутствуют у детей, страдающих аутизмом.

Когда дети разыгрывают упражнения вежливости и любезности, они формируют нервные тропы в мозге, которые позже легко приводятся в действие. Они развивают поведенческие образцы и ассоциации в детском возрасте, это позволяет им продолжать жить дальше с этим моральным поведением.

Далее этому помогает самодисциплина, постепенно развиваемая свободой выбора в пределах классной комнаты Montessori. Это - тщательно разработанная и сохраненная среда. Дети приносят материал, с которым они хотят поработать и, когда работа закончена, возвращают его на место. Они не отнимают материал друг у друга. Если они хотят работать с материалом с кем-то еще, они спрашивают, могут ли они присоединиться. Таким образом, эти нервные тропы приемлемого поведения хорошо усваиваются. Прежде, когда города не были полны движения, городские дети имели обыкновение играть все вместе на улицах. Поскольку дети были всех возрастов, они росли, учась у старших детей, что было приемлемым поведением. Это - большая потеря теперь. Школы имеют тенденцию закрывать учеников старшего возраста далеко от общества. Это находится в противоречии с природой человека, большой период, необходимый, чтобы приспособиться к окружающей среде, пропущен. и, следовательно, выступает против социального поведения. Этика, которой больше всего подвержен молодой человек в городах, показана в телевизионных играх, фильмах и рекламных объявлениях. Неудивительно, что дети не в состоянии иметь верных образцов поведения приемлемой этики. Они, эти образцы, непрерывно активизируются в пределах мозга, и, в конечном счете, могут быть легко скопированы…


Полностью лекция была прочитана 17 мая 2008 г. В Москве, в Центральном Доме журналистов

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!