Нормализация педагога в группе Монтессори

Нормализация педагога в группе Монтессори

Надежда Смирнова

Директор Международного института Монтессори педагогики

Организация процесса нормализации невозможна без особого душевного состояния педагога.

Давайте сравним понятия нормализации детей и нормализации педагога.  Ребенок в Монтессори группе строит самого себя и тем самым выстраивает будущее всей цивилизации. Роль взрослого рядом с таким ребенком необычна и сложна для традиционного педагога. Она заключается не в том, чтобы учить или формировать, а пробудить внутренние силы в ребенке, помочь почувствовать свой внутренний стержень и прийти к самому к себе. Педагогу в этом процессе необходимо  построить среду и помочь ребенку найти точки соприкосновения с ней.  По словам Монтессори, миссия педагога заключается в служении духу ребенка, что требует особого внутреннего состояния.

Мария Монтессори писала о том, что роль взрослого – это роль исследователя детства, которому нужно отрешиться от самого себя и погрузиться в ребенка, чтобы понять, что нужно и важно именно для него. На основании своих исследований о мире ребенка педагог создает среду. Мария Монтессори говорила, что нет Монтессори-педагогики, есть экспериментальная педагогика, в которой необходимо наблюдать, предлагать,  проверять  и  анализировать - насколько успешен эксперимент.

Можно провести параллель между этапами развития ребенка и этапами становления взрослого как Монтессори-педагога. В развитии ребенка исследователь - это возраст 6-12, ему предшествует период строительства самого себя.Чтобы педагогу стать исследователем, ему необходимо пройти и предыдущий этап. Как же педагогу построить самого себя? Одна из составляющихэто проживание материалов именно так, как их проживает ребенок: как некое открытие, как ключ к миру.  Такое переживание помогает почувствовать свободу и радость открытий,  уйти от боязни ошибки в презентациях. И тогда приходит смирение перед работой ребенка по строительству самого себя.  Педагог начинает осознавать, что он не в состоянии формировать и развивать ребенка, его роль значительно скромнее: создание среды, посредничество между ребенком и миром, помощь, поддержка. Учитель готов работать в группе только тогда,  когда понимание роли взрослого рядом с ребенком переходит из теоретического в личностно прожитое и принятое, когда пропадает стремление присвоить себе ведущую роль.

Практика подготовки Монтессори-педагогов на сегодняшний день  отработана не до конца . Большое внимание уделяется изучению презентаций, которые чрезвычайно важны, но подготовке и осознанию роли педагога в группе уделяется мало внимания. Это приводит к тому, что педагоги в группе слишком активны, стремятся формировать и научить ребенка.

Необходимо знание презентаций не как закостенелых правил, а как ключей к открытию взрослого мира.

Вопрос: Если ребенок слишком активен или слишком пассивен в среде, что я могу сделать?
Ответ:  Прежде всего нужно проанализировать, что в среде (в широком смысле) не соответствует запросу именно этого ребенка

Вопрос: Роль педагога в начале учебного года отличается?
Ответ: Глобально. Роль педагога - понять ребенка, убрать помехи с его пути. В начале учебного года педагог занимает более активную позицию в установлении границ и упорядоченных контактов ребенка со средой.

Вопрос: Если ребенок не разговаривает, то необходимо ли педагогу заниматься развитием речи?
Ответ: Роль педагога не развитие речи ребенка, а создание среды для развития речи, условий и возможностей ее развития ребенком.

Вопрос:  Педагог сам не готов нормализовать ребенка?
Ответ: Педагог не может нормализовать ребенка, поскольку это внутренний процесс, ребенок может нормализовать себя только сам.

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!