От монтессори-ребенка до монтессори-учителя: что дал мне монтессори метод?

Просмотров: 2940   |  

Интервью с монтессори-педагогом   школы  в Вашингтоне
Бейленом Вагнером.

- Бейлен, расскажите, насколькопопулярнасистемамонтессоривАмерике. Какихмонтессоришколбольше -частныхилигосударственных?

- Система монтессори — это одна из самых известных альтернативных педагогических систем в США.

В каждом большом городе есть много монтессори-школ, как частных, так и государственных. На данный момент я работаю в государственной монтессори школе. Уверяю вас, каждый третий ответит вам в США, что он слышал о монтессори системе.

- Бейлен, какначиналсявашпутьМонтессори?

- В три года мама отдала меня в детский сад Монтессори. Сейчас  я  понимаю, что именно Монтессори подход дал мне возможность удовлетворять моё природное любопытство. Умение концентрироваться и фокусировать  внимание на определённой работе - тоже результаты Монтессори воспитания.. Все мои учителя вдохновляли меня своими уроками. Я хорошо  их помню,  как и материалы, которые изучал, и проекты, которые я сам создавал. Именно система монтессори подразумевает свободу выполнения индивидуальных проектов.

Мои друзья, которые учились в обычных школах, все время говорили о том, как им надоело учиться,  надоело делать домашнюю работу. Тогда как я ждал каждый день похода в школу и не мог представить, что там мы будем заниматься чем-то  неинтересным. Поэтому, когда я перешёл в шестой класс обычной школы, я был полон оптимизма и желания учиться. Родители не готовили меня как-то специально к обычной школе. В этой школе от других детей меня отличало живое любопытство ко всем предметам, я задавал много вопросов, я хотел знать больше, чем планировали дать мне учителя. Мне нужно было найти таких же, как и я, друзей.

Я должен признать, что в школе были дети, которые пытались  меня обидеть и делали целью своих насмешек. Когда это случилось, мои родители решили в первую очередь поговорить со мной, а не звонить или бежать в школу, и мы очень много говорили об этом. Это помогло мне в подобных случаях неприязни переводить ситуацию в шутку и не держать обид или зла на этих детей. Таких ситуаций, на самом деле, было очень мало.

Первые два года в государственной школе я относился к работе с большим энтузиазмом. Сначала эта работа казалась мне восхитительной, потом ситуация изменилась. Мне стало скучно, мне не нравились эти очень структурированные уроки. Я стал искать другие интересы, помимо школы. Я увлёкся музыкой, играми-стратегиями, так происходила моя самореализация. Моё расписание после школы было заполнено до отказа, но в нем было место времени, когда я не был занят ничем. В это время я мог что-то обдумать, осознать, что мне нужно. В 11-12 класс я перешёл в школу с проживанием, где я мог серьёзно заниматься музыкой, и это был мой выбор. Думаю, этот выбор был связан с монтессори, потому как я стремился к независимости.

- Ивсё-таки, Бейлен, какуюразницувыпочувствовали, когдаперешлиизМонтессоришколывобычнуюшколу, вчёмименнооназаключалась, этаразница, чтовыпомните?Каковыбыливашиощущенияотучебногопроцесса?

- Именно об этом мы много говорили с родителями. Я почувствовал, что я уже не тот уникальный ребёнок, которым я осознавал себя в группе монтессори, в которой  было 12 человек. В государственной школе было 300 детей. Я почувствовал себя частью толпы, в которой мог затеряться, если захочу, это давало мне ощущение ещё большей свободы.

Если говорить об учебном процессе, то я был в восторге от новых предметов, и они вдохновляли меня. Что же касается математики, языка и литературы, в первые годы я не узнал ничего нового, скорее это было повторение того, что я уже знал. Всё было абсолютно ясно для меня и вполне гармонично. Мне было комфортно обсуждать темы,  участвовать в дискуссиях, в то время как другие дети испытывали в этом трудность.  Моим учителям даже приходилось повышать уровень дискуссий, чтобы мне было интересно.

Что касается трудностей, для меня было сложно понять, кто же станет для меня другом, и как мне вложиться в рамки стандартного урока, не перебивать и не мешать учебному процессу, так как у меня всё время возникали дополнительные вопросы. Некоторые учителя были открыты к общению, другие не хотели отходить от стандартного плана обучения.

- КакпроизошлодлявасвозвращениекМонтессори?

- Я увлекался музыкой, но не хотел делать карьеру музыканта,  у меня было много интересов в других сферах. Я стал интересоваться педагогикой. Это и вернуло меня к системе монтессори.  Я прошёл обучение на монтессори педагога в Миннесоте, в школе,  которая  существует 40 лет.

- Смыслжизни, такназываемая«космическаязадача», тоочёмговорилаМарияМонтессоривсвоихработах. Чтоэтозначит?

- Эта философия заключается в том, что каждый ребёнок может сам развиваться в своём образовании, и в конечном итоге он понимает, что он может что-то отдавать обществу от себя, воздействовать на мир в позитивном ключе.  У меня в классе много детей, которые имеют грандиозные планы на будущее, они переполнены оптимизмом. Однако более глубокий подход к ребёнку заключается в том, что вы не просто спрашиваете у ребёнка, кем он хочет быть, а интересуетесь о том, какие его сильные стороны он будет использовать для осуществления своих планов.

Что касается меня, я пришёл к выводу, что я могу использовать свои навыки в обучении детей тому, что знаю сам, и это удовлетворяет моё космическое чувство вполне реальным образом. Я получил такие уроки в жизни, которыми хотел поделиться.

Я сделал вывод, что нормализованный монтессори-ребёнок любопытен, и мы, взрослые, должны позволить детям удовлетворять их любопытство, самостоятельно находя ответы на вопросы. Мы можем лишь давать советы, если они спрашивают, и быть всё время рядом. Мы должны принять, что каждый ребёнок является основным действующим лицом в его образовании. Монтессори-ребёнок очень независим.

В обычных школах создана конкурентная среда, где детей всё время сравнивают, а монтессори-ребёнка могут дразнить. Родители должны попытаться в такой ситуации помочь понять ребёнку мысли и чувства других детей, поговорить с ним об этом дома, а не спешить звонить в школу и выяснять ситуацию. Любопытный монтессори-ребёнок может вызывать негативные чувства у детей с низкой самооценкой и ещё больше подавлять их. В своё время я понял чувства таких детей, и решил, что мне нужно быть добрее, предложить свою дружбу тем, кто этого заслуживает.

Следующий важный момент. Если вашему ребёнку скучно в обычной школе, напомните ему, что можно задавать вопросы. Учителя любят любопытных детей. Это мой личный опыт. Также ваш ребёнок может разнообразить свою жизнь дополнительными внешкольными интересами согласно его личному темпу. Но очень важно, чтобы в его расписании было также время, когда он свободен для отдыха, для размышлений.

В обычной школе монтессори-ребёнок начинает понимать, что его работы всё время будут оцениваться, а это очень большое давление. Очень важно, чтобы родители не усиливали это давление. Мои родители предоставили мне выбор, если я хотел, я делился своими успехами и озвучивал мои оценки.

Если мы поддерживаем детей и в монтессори школе, и в обычной, то в результате они вырастают самостоятельными, способными расставлять приоритеты и добиваться результата согласно им.

Я считаю, что если ваш ребёнок любопытен, монтессори система очень подходит ему.

Бейлен, немногощекотливыйколлегиальныйвопрос:

Каквысчитаете,вчёмпедагогобычнойшколыможетиспытыватьзавистькмонтессори-педагогу?

Да, я действительно общался с педагогами обычной школы, и они жаловались на частые стрессовые состояния, потому как вынуждены всегда чётко следовать установленным стандартам, проводить тестирование, отчитываться. Они чувствуют себя несколько ограниченными. В то время как педагог монтессори может разрабатывать свои уроки, руководствоваться интересами класса, но это не отменяет того, что мы также соответствуем государственным стандартам.

На данный момент в Америке становится очень популярной ориентированная система обучения, как в государственных учреждениях, так и в частных. Проектное обучение позволяет детям делать индивидуальную программу обучения, система монтессори же делает это уже более 100 лет.

Записала Жанна Лукина
полная запись встречи с Бейленом Вагнером доступа здесь:
http://secret-d-teacher.plp7.ru/

Комментарии
На эту публикацию было отставленно 0 комментариев:

Нет комментариев. Ваш будет первым!