Образовательная программа «Соседство» в Томске
С 9 по 14 февраля в Томске прошла четвертая сессия программы «Соседство», в которой встретились ученики начальной школы Монтессори и школы «Эврика-развитие» из Томска, гимназии «Универс» и лицея № 6 из Красноярска. На этот раз предметом исследования для младших школьников стали Наука и Искусство. В проекте также приняли участие семиклассники - выпускники томской школы Монтессори. Они освещали в местной газете, с чудным названием «На фоне неба», важные события дня.
- Программа «Соседство» существует между образовательными учреждениями наших городов уже третий год, - поделилась с нами директор начальной школы- детского сада «Монтессори» г.Томска Татьяна Костенко. - Выстроена она по принципу образовательного события. Событийность задается за счет того, что привычное, учебное пространство «размыкается» по разным параметрам:
- встреча со сверстниками из другого города, из других школ;
- встреча разных культурных и образовательных практик: Монтессори, Развивающее обучение, гимназическое образование, вальдорфская педагогика, лицейские традиции.
- встреча с разными взрослыми, «мастерами своего дела», состоявшимися в профессии: дизайнерами, фотографами, скульпторами, математиками, режиссерами, биологами, музыкантами, химиками, художниками, краеведами.
- встреча с собой, за счет разных форм отражения происходящего: что я узнал про себя? про город? про свое поколение? про мир взрослых? про науку?
Младшим школьникам очень важно присоединить себя к своим сверстникам для того, чтобы почувствовать причастность к сообществу школы, класса, обнаружить общие переживания по поводу одного и того же события. - А какие события встречались ребятам в рамках этой программы? - Это решение НооГеновской задачи, участие в полевой экспедиции и стратегической игре, работа в творческой лаборатории, создание письменного текста, подготовка научного исследования. Именно в таких открытых форматах и разворачивается программа «Соседство», потому что они позволяют по-новому относиться к учебному предмету, предполагают пробу действия детей на конкретном материале, позволяют иначе взглянуть на сверстников и взрослых. Так, изучение архитектуры Томска состоялось в формате полевого исследования: каждой группе, состоявшей из красноярцев и томичей, детей и взрослых, были выданы фотографии зданий и примечательных мест г. Красноярска. Целью экспедиции было: пройти по маршруту, ориентируясь по карте, найти в Томске похожие по архитектуре здания, сфотографировать их, объяснить, почему два сибирских города, близких по возрасту (Томску 403 года, а Красноярску 380 лет!) могут иметь схожие по архитектуре строения? Или таковых нет, тогда почему, мы же соседи? И ученики по-новому открывали для себя свой родной город. - Судя по программе, таких открытий было немало. - Мы пригласили в проект специалистов, не относящихся к школе и школьному обучению. Это позволило приобрести ценный опыт для знакомства и открывания реального мира взрослых. Так, кандидат философских наук, доцент, директор Школы Антропоники Мария Миркес (Красноярск), владеющая технологией решения НооГеновских задач, предложила вниманию участников вот такую задачку: «Построить мир плоских существ, плоскотиков, мир, в котором наложения невозможны. Описать один день жизни на такой планете. Как может выглядеть жилище такого существа? Как оно может питаться? А передвигаться?» Если это МИР, то в нем должно быть все взаимосвязано, это важная цепочка, каждое звено которой, выпадая, влечет за собой изменения во всей системе… Задачи на построение миров инициируют творческое мышление, сбивают всяческие мыслительные схемы и шаблоны, задают новые рамки видения и целостности. Взрослые наряду с детьми тоже по-честному решают эти же задачи, ведь правильного ответа не знает никто! Даже Мария Моисеевна… А еще участникам проекта посчастливилось с помощью монеток, элементарных шариков и кубиков открыть теорию вероятности (почти по Эйнштейну!), почувствовать разницу атмосферы в мастерской живописца и на научной конференции, стать актерами в театре драмы и музыкантами - исполнителями в оркестре. Участие в настоящем фотокроссе позволило расширить рамки представления о художественной и документальной фотографии. - В чем особенность вашей программы? - Программа «Соседство» это сетевой проект, в котором участвуют несколько образовательных площадок Сибирского региона. Уникальность заключается в том, что разные школы, имея богатый образовательный, информационный, интеллектуальный ресурс, становятся полноправными участниками событий, способными влиять на изменения в своих школах, на учебный процесс. Задаются новые рамки отношения к профессии, происходит иное видение ребенка, новый взгляд на свою практику, на свое поколение, на профессионализм коллег. - Что дало вам участие в этом проекте? - Для наших детей это был повод почувствовать себя гостеприимными хозяевами, которые по-новому открывали себя ( гости жили в семьях томских ребят), свою школу, свой город. Для педагогов – это всегда выход на границу своей практики: ведь вместе работали учителя развивающего обучения, классические учителя начальной школы, имеющие богатый опыт и представление о том, как должен быть устроен учебный процесс, и Монтессори-педагоги, работающие по-другому. Это смелый вызов и я благодарна своим учителям, принимающим его. Для родителей - это возможность обогатить свой родительский опыт, взглянуть на своего ребенка со стороны, увидеть его на фоне ровесников. И это тоже смелый и ответственный шаг: на неделю стать многодетной семьей, доверить свои обычаи и традиции, найти время для равного общения с детьми…Не каждый на такое решится. Могу определенно сказать, что жизнь в проекте - это замечательная возможность отчетливо увидеть и понять, что соседи бывают разные, «но все они похожи тем, что они хорошие» и что быть рядом с ними - это великое искусство… или наука?
Нет комментариев. Ваш будет первым!