Дети – наши учителя
Лариса Шумилова, Монтессори-педагог «Взрослые никогда ничего не могут понять сами, и дети устают всё время объяснять им, что к чему» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Пробовали ли вы хоть раз поменяться ролями с детьми? Взрослые, уверенные в том, что дети ничего не знают, приучают их ждать от них ответы на вопросы. Они объясняют, что и когда следует делать. Не позволяют учиться на собственном опыте. Здоровые дети – активны, любопытны, любознательны. Они стремятся сами исследовать и познавать мир, экспериментируя. Взрослые редко доверяют удивительной способности детей самостоятельно решать свои проблемы, разбираться в собственных чувствах, просить о помощи, когда она необходима. Взрослые потому не доверяют детям, что они, прежде всего, не доверяют себе. Чтобы доверять себе, мы должны доверять своим детям. Этому мы можем научиться у них, наблюдая за тем, как они смело берутся за любое дело. Особенно хорошо наблюдать за свободными детьми в среде Монтессори, где всё устроено так, что они чувствуют себя в безопасности. Молодые мамы, как правило, поначалу не отпускают от себя детей и считают своим долгом все показывать и объяснять малышу. Они не допускают мысли, что он способен сам увидеть и сообразить, что можно делать с тем, что его окружает. В специально подготовленной развивающей среде Монтессори ребёнок имеет возможность сам достигать своей собственной цели. Какое счастье овладевает мамой, отважившейся отпустить своего малыша в «свободное плавание» и как счастлив малыш, когда он , к примеру, самостоятельно справился с собиранием матрешки. Это двойная победа. Во-первых, мама поверила в него и предоставила ему свободу. Во-вторых, малыш поверил в свои силы, уверенность в себе укрепилась, самооценка его повысилась. Если бы мама начала показывать, как собирать матрешку, (а ребёнок в это время не нуждался в помощи), то уверенность в себе и самооценка его упали бы, а зависимость – выросла. Малыш тратил бы свою энергию на отстаивание своей независимости, вместо того, чтобы крепнуть и расти. Воспитать ребёнка так, чтобы он доверял себе – это самое большое, что могут сделать для него родители. Для этого необходимо предоставить ребёнку свободу. Именно свобода позволяет ребёнку самому сделать выбор и испытать его последствия. Но свобода не безгранична. Знакомство с правилами не всегда проходит бесконфликтно. Иногда ребенок пробует границы, протестует. Протестуя, ребёнок проживает чувство гнева, скорби и понимает, что его протест не меняет реальность, и ему надо меняться самому, а не менять реальность. Так ребёнок развивает свой характер для реальной жизни, так человек растёт. Чему же ребёнок учится, имея свободу выбора, имея возможность учиться на собственном опыте и проживая причинно-следственные связи? - быть самим собой; - встречать и принимать неудачи и поражения, извлекать из них пользу (не убегать от неприятностей); - прощать и принимать прощение; - мириться; - решать проблемы и двигаться к цели; - наслаждаться жизнью, не заставляя себя быть «совершенством»; - любить реальных, далёких от совершенства людей; Родители! Давайте предоставим детям свободу и доверие, а сами понаблюдаем за детьми и поучимся у них жить с радостью и любовью.
Нет комментариев. Ваш будет первым!